Ребе Варшавского гетто

Как «Святой огонь» Калонимуса Кальмана Шапиры,  выйдя из Холокоста, стал известен нехасидскому миру

Материал любезно предоставлен Tablet

«Величайшая вещь в мире, — сказал Святой Горбун, цитируя своего ребе Калонимуса Кальмана Шапиру из Пясечно, Шломо Карлебаху на тель‑авивской улице Яркон, — это оказать кому‑нибудь услугу». История про Святого Горбуна — одна из самых часто цитируемых историй Шломо Карлебаха: о том, как он встретил в Тель‑Авиве пожилого дворника, а тот рассказал, что когда‑то был студентом в ешиве Шапиры. Отчасти благодаря этой истории труд Шапиры Эш кодеш («Святой огонь») приобрел популярность за пределами хасидского круга, среди евреев по всему миру.

Подробнее...

Главные праздники

Чем отличается моэд от хаг?

Помимо субботы — праздника, которым отмечена каждая неделя, — в еврейском календаре есть особые дни, называемые моадим («праздники»). Слова Торы: «Вот праздники, посвященные Г-споду, которые провозгласите вы святыми днями и будете отмечать в установленное время» (Вайикра, 23:4) относятся к праздникам Песах, Шавуот и Сукот. Рош-Рашана и Йом-Кипур не называются моадим.

В чем же отличие? Моадим отмечаются в память о важнейшем событии нашей истории, Исходе из Египта, в то время как Рош-Ашана и Йом-Кипур не связаны ни с какими знаменательными датами. Кроме того, в моадим евреи обязаны были совершать восхождение в Иерусалим и приносить пожертвования в Храм. Поэтому моадим называют также шалош регалим — «три восхождения».

Общим же для моадим и для Рош-Ашана и Йом-Кипура является запрет работать. Согласно Торе, первый и седьмой день Песаха, первый день Сукот, один день Шавуот, Шмини-Ацерет, Рош-Ашана и Йом-Кипур — дни «священного собрания», когда, как и в субботу, всякая работа запрещена.

Подробнее...

Человек и его мир

Если человек отказывается от поисков истины, это мешает ему созидать

Дизайн внутреннего «интерьера»

Качества, уводящие» человека из мира

Сказано в «Пиркей Авот» (4:21): «Зависть, страсть и стремление к почёту уводят человека из мира».

Человек, который не ищет истину, не обдумывает происходящие с ним события, не может созидать. Он живет по наитию, гонясь за почетом и материальным благополучием. Если такой человек спросит сам себя: «Вот я, запыхавшись, бегаю по делам, строю планы, а что мною двигает?», то поймет, что он идет по жизни, полностью подчиняясь своим эмоциям и вожделению. Его ведут за собой три основных отрицательных душевных качества: зависть, страсть и стремление к почету.

Мудрецы Торы говорят, что такая жизнь уводит человека из мира, то есть его тело живет и здравствует, но жизни для него все равно нет, ведь если не работать над своим характером, то эти три качества — зависть, страсть и стремление к почету — каждую минуту наполняют тоской и страданиями.

Подробнее...

Археология подтверждает Тору

Песах или чудесное освобождение евреев из египетского рабства. О чудесах, связанных с этим событием, подробно говорится в Торе. Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы.

В последнем поколении несравненно возросло число и размах археологи­ческих раскопок во всех местах, где жил наш народ и великие люди Танаха. В результате было совершено много открытий, подтверждающих ошибку тех теоретиков, которые утверждали, что многие факты, приведенные в Торе, требуют пересмотра и уточнения.

Практически, все находки в местах, связанных с Танахом и описанных в нем, опровергали предвзятые представления «критиков» Торы и доказывая истинность ее слов. В этой статье мы остановимся только на нескольких примерах, имеющих отношение к одному критическому периоду жизни нашего народа — времени порабо­щения евреев в Египте.

Подробнее...

Белена на святыне

Древнее предание о растении, защищающем Стену плача по сей день

Когда иудеи строили Великий Храм, Господу так приглянулась его Западная Стена, что он сказал ей:  "Я пришлю тебе защитника!"    

И маленькое зернышко дуновением ветра прилетело и вонзилось между камнями. Оно проросло и вот уже красивый куст расправил свои ветки и листья, он расцвел маленькими желтыми цветами, издававшими резкий запах.

Подробнее...

Песах и безопасность

Приближается Песах – один из самых важных праздников еврейского народа. Израильтяне с неистовством моют и чистят всё в доме, и готовят пасхальные блюда. Наибольшие усилия прилагают люди религиозные, обязанные откашеровать посуду, места хранения и приготовления пищи, отмыть стулья, на которых они сидели за столом в течение года, избавиться от признаков "хамеца" и др. Их энтузиазм оказывается оправданным: праздник получается красивым и вкусным. Однако «бурная деятельность» и обилие используемых моющих средств таит в себе угрозу травм и ожогов.

Подробнее...

Благословения

Благословения поддерживают в сердце человека чувство любви ко Всевышнему и благоговение пред Ним

Наши мудрецы говорят, что тот, кто наслаждается благами мира сего без произнесения соответствующего благословения, — грабитель. Как это понимать? В книге Псалмов есть два стиха, которые как будто противоречат друг другу. Один из них гласит: «Б-гу [принадлежит] земля и все наполняющее ее» (Теилим, 24:1). В другом месте сказано: «…а землю Он отдал людям» (Теилим, 115:16). Талмуд объясняет: «Здесь до благословения, а там после…». То есть до произнесения благодарственной молитвы земля и все ее богатства — собственность Всевышнего, и тот, кто вкушает от этих благ, не благодаря Хозяина, как бы грабит чужое добро. Благословивший же как бы приобрел их в собственность и вправе ими пользоваться. Когда мы благодарим Всевышнего за дарованную Им пищу. Он посылает Свое благословение на землю. Но когда люди «берут силой», злоупотребляя Его милостью. Он наказывает их и проклятие нисходит на землю.

Подробнее...

Кимха де-Писха — обычай помощи нуждающимся к празднику Песах

Обычай помощи малоимущим в Песах получил особое название — Кимха деПисха (мука на Песах). Cегодня, когда уровень жизни значительно вырос, недостаточно просто позаботиться о том, чтобы у бедняков была маца к празднику. Принято раздавать деньги, чтобы покрыть минимальные основные расходы на праздник: маца, вино, мясо и т.п.

Обычай заботиться о том, чтобы у тех, кто живет в нужде, было все необходимое для праздника, упоминается уже в Иерусалимском Талмуде (Бава батра, гл.1).

Забота о нуждах малоимущих в праздники является одним из основополагающих моментов в иудаизме. Рамбам (Законы Праздника 6:18—19) пишет, что если человек сидит за праздничным столом и наслаждается трапезой только со своими домочадцами, не заботясь при этом о нуждах бедняков и малоимущих, то его трапеза превращается в «праздник живота» и не имеет ничего общего с настоящей радостью выполнения заповеди.

Подробнее...

Делай что должен — и будь что будет

Едва ли не главной проблемой в развитых странах становится сегодня растущее разочарование в том, что принято называть «либеральными ценностями». Люди говорят: «Миром управляет истеблишмент — в диктатурах с помощью армии и полиции, в демократиях с помощью политтехнологов и пропагандистов. Все решения принимаются на уровне элит. Я ни на что повлиять не могу». Соответственно, либо они просто опускают руки, либо начинают поддерживать радикалов, предлагающих взорвать существующие общественные институты.

Подробнее...

Внутренний космос

Каббала и пророчество. Что означает само это слово — «Каббала»? Его ивритский корень «кабаль» означает «получить». Значит, речь идет о некоей мудрости, которая была получена.

Мишна говорит: «Моше получил (“кибель”) Тору на Синае и передал ее Йеошуа. Впоследствии Йеошуа передал Тору старейшинам. Старейшины передали пророкам. Пророки передали ее мужам Великого Собрания» («Авот» 1:1).

Моше был «отцом всех пророков». Он понимал Тору в совершенстве. Его пророческий уровень сравнивается с открытым сосудом, который, по мере вливания, всегда был готов принять в себя еще больше. Возможно, секрет такого получения Торы заключался в том, что чем шире Моше распространял получаемые знания, тем большей была его способность их получать. Именно поэтому мишна использует слово «кибель» — оно является парадигмой абсолютного получения (Каббалы) знания в рамках пророческого опыта. Стало быть, идея Каббалы состоит в том, чтобы пропитать человека знанием на всех уровнях. Без каббалы Тору можно понять на ограниченном количестве уровней, а ухватить каждый ее нюанс можно лишь благодаря пророческой мудрости — вот она-то и содержится в Каббале.

Подробнее...

Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере

Рав Бен-Цион Зильбер

В книге воспоминаний «…Чтобы ты остался евреем» рав Ицхак Зильбер (да будет благословенна память праведника!) рассказывает о своей свадьбе, которая состоялась в 1945 году, четырнадцатого элула. Она была небогатой, но хупу, как положено, поставили на улице под открытым небом, а мужчин, как рассказывал р. Ицхак нам, своим ученикам, было ровно на миньян. Но зато среди них были рав города Куйбышева Штейнмардер, рав Иеошуа-Иеуда-Лейб Меирович из Литвы и бывший депутат Латвийского сейма рав Мордехай Дубин, который был шадханом молодого рава Ицхака.

Подробнее...

Интеллектуальные и эмоциональные силы

Интеллектуальные и эмоциональные силы жизненно необходимы для нашей повседневной деятельности. Пребывающие в нашем теле из плоти к крови, они могут быть использованы как во зло, так и во благо.

Подробнее...

В память о половине шекеля

Перед минхой Поста Эстер ( Обычно канун Пурима) есть интересный обычай: дать 3 монетки достоинством в половину шекеля, доллара, евро или 50 копеек. При этом говорят так: В память о половине шекеля. В чем суть этого обычая и почему это делают именно в этот день?

Рамо ( рав Моше Исерлиш) в Шулхан Арух ( Орах Хаим 694:1) (Кодекс законов, раздел календаря и еврейских праздников) пишет:

«Есть те, кто считают что нужно дать перед Пуримом половину монеты, постоянно ходящей в этом месте и в это время, в память о половине шекеля, которую давали в адаре. А так как понятие “трума” — подаяние, пожертвование, три раза упомянуто в Торе( в отрывке о половине шекеля), то нужно дать три таких монеты.»

Подробнее...

Уважение к старцам и к родителям

 

Нельзя стыдить людей, потерявших память. Следует ходить к пожилым праведникам для получения благословения.

УВАЖЕНИЕ К СТАРЦАМ

Суть заповеди

1. Проявлять уважение к пожилым людям в возрасте от семидесяти лет и выше — заповедь из Торы, потому что «в долгих годах своих видел он и открыл некоторые из деяний Вс-вышнего и чудес Его, и потому заслуживает уважения».

Поэтому, любое пренебрежение по отношению к пожилым людям или унижение их достоинства абсолютно запрещено.

Подробнее...

Ангелы-посредники, или Можно ли еврею молиться по-русски

В «Мишне Брура» упоминается мнение Хатам Софера, который доказывает, что разрешение молиться не на святом языке дано только при условии, что еврей прибегает к такой молитве только в исключительных случаях

Нужны ли еврею посредники во время молитвы? На первый взгляд, очевиден отрицательный ответ, так как молитва является непосредственным разговором еврея со Всевышним, в котором связь осуществляется напрямую. Об этом свидетельствует сам текст канонической молитвы «Шмона Эсре», то есть «Восемнадцать благословений», где сказано: «Благословен Ты, Ты Свят…» и тому подобное. Следовательно, посредников не нужно. Но не все так просто.

Откроем Вавилонский Талмуд, трактат «Сота». В нем, кроме всего прочего, мудрецы разбирают закон из Мишны, говорящий, что молитва может произноситься евреем не только на святом языке (иврите), но также на любом другом языке, понятном молящемуся.

Подробнее...

Хамец, переживший Песах

Продажа хамеца в прошлом была жизненной необходимостью. Но даже и тогда евреи предпочитали уничтожать запасы, несмотря на боязнь разорения.

Казалось бы, тема эта не нова и давно уже исчерпана. Но, тут есть несколько вопросов, которые иногда задают. Например: «Что делать, если продали “хамец” на Песах нееврею, а в потом выяснилось, что он еврей? И что делать с теми продуктами, которые были проданы ему на Песах?»

Известны рассказы о праведных евреях, которым из-за происков местного помещика или священника не удавалось продать «хамец» перед Песахом. Для этих евреев продажа хамеца была жизненной необходимостью, поскольку они держали шинки и это было их единственным способом кормить семью. Такая деятельность требовала наличия запасов водки, пива, и прочих продуктов, запрещенных в Песах. И как эти евреи должны были действовать в ситуации, когда продажа квасного нееврею оказывалась невозможной? 

Подробнее...

Двенадцать колен еврейского народа

О праматерях, праотцах и других важнейших элементах «фундамента» еврейского народа

Общеизвестно, что еврейский народ составили двенадцать колен. Почему двенадцать, а не одно, не два, не пять и не восемь? Что означает «12»? Скрыт ли в этом некий замысел Б-га? Если да, то какой? Ведь у Авраама и Ицхака было всего по одному продолжившему их путь сыну. У Яакова же сыновей оказалось двенадцать, и эти двенадцать превращаются в тринадцать, когда колено Йосефа делится на колена Эфраима и Менаше.

Нужно сказать, что число колен символично. Если внимательно проанализировать наше духовное наследие (письменную и устную Тору), станет ясно, что «12» и «13» присутствуют повсюду. Например, еврейский год — целостный временной отрезок, состоящий из двенадцати, а иногда из тринадцати месяцев; каждый месяц имеет свои особенности: погоду, настроение, присущие ему задачи и т. д. Год — единое целое, собрание, включающее в себя все это разнообразное «общество».

Подробнее...

Семейная жизнь: ключ к счастью

Иудаизм затрагивает все сферы семейных отношений. Миква является фактором, который позволяет преодолеть семейную рутину.

Еврейский народ, как мы уже отмечали выше, представляет собой, в сущности, одну семью — разросшуюся семью праотца Авраама. Поэтому неудивительно то внимание, которое уделяется евреями семейным отношениям. Пока в семье крепки традиционные устои, пока она здорова и прочна, жизнь всей общины с ее религиозными, социальными и прочими институтами полнокровна и динамична. Но если семья морально и духовно ослабла, это не замедлит сказаться на всем прочем.

Подробнее...

Любовь, которая не знает границ

Рав Рони Гринвальд

Как бы ни было важно любить, столь же важно эту любовь выражать. Многие хранят любовь к близким в своих сердцах, при этом умудряются никак им ее не показывать. Зачастую наши друзья видят нас холодными, жесткими или даже жестокими людьми. Что, впрочем, ничуть не мешает нам горячо любить близких. Но ведь вместо того, чтобы скрывать любовь от любимых нами людей, мы могли бы осветить и согреть их нашей любовью…

Подробнее...

Дерех эрец

Очень тяжело судить о том, как правильно вести себя с людьми, как разговаривать с ними, кому и как оказывать уважение и вниманиеИзбранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Дерех эрец

Обладание дерех эрец считается мудростью. Сказали благословенной памяти наши мудрецы о дочерях Цлофхада, что они были мудры, и объяснил Рашбам, что были они мудры в вопросах дерех эрец (Бава батра 119а, см. Рашбам и рабейну Гершом).

Важность дерех эрец

Подробнее...

Тайна восемнадцати благословений. Сосредоточение во время молитвы

Сосредоточение во время молитвыКому-то может показаться, что просьбы направлены к всемогущему роботу, приводящему в мир землетрясения, автомобильные катастрофы, ураганы... Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"      Рассказывается в Гемаре , как два человека заболели одинаковой болезнью и были приговорены. Оба молились. Один выздоровел, а второй — нет. Объясняет Гемара: молитва первого была совершенна, а второй — достичь этого не сумел. Объясняет Раши: «Совершенство молитвы — в сосредоточении и напряжении мысли». Сосредоточенная молитва на иврите — «тфила бекавана» . То есть, — не просто проговаривание слов, установленных мудрецами, но переживание их мыслью и сердцем. Произнесение слов — это минимальная, церемониальная часть, но ещё не молитва… Всевышний ищет в молитве нашей души, нашего чувства. Но какие из чувств должны быть внесены в молитву, чтобы поднять нас на новую высоту?

Подробнее...

О ханукальном пончике...

О ханукальном пончике

Как и многие другие слова современного иврита, слово «суфгания» относительно новое, но корни его уходят в глубь веков. Сфог и в древнем, и в современном иврите означает «губка». Суфгания впитывает масло, как губка.

Согласно израильскому фольклору, суфгания, ханукальный пончик, получила свое название так: Адам и Хава, изгнанные из Ган-Эдена, пребывали в унынии, и Сам Всевышний утешал их, угощая суфганиёт. Это забавное, но сомнительное толкование основано на разборе слова «суфгания» — суф-ган-йуд-hэй (конец Ган-Эдена, две последние буквы составляют Имя Всевышнего). Хотя ни один серьезный комментатор Торы не подтвердит эту интерпретацию, она свидетельствует о том, насколько важен и любим в Израиле пышущий жаром ханукальный пончик.

В Америке правят бал латкес (оладушки), но в еврейском государстве основное лакомство Хануки — суфганиёт. Недавний опрос, проведенный Teleseeker, показал, что 80 процентов израильтян съедают по крайней мере один пончик в течение восьми дней Хануки. Это больше, чем число тех, кто постится в Йом-Кипур

Подробнее...

Полторы тысячи виртуальных раввинов

Сколько учеников должен набирать учитель? По моему мнению, столько, сколько может обучить, не теряя с ними личного контакта

 

Александр РЫБАЛКА

 

Еще лет 150 назад иешивы и, тем более, колели (иешивы для взрослых) были небольшими. Звание главы иешивы считалось почетным! У крупного раввина — а другому бы не доверили возглавлять иешиву, — занималась группа в 10-20 человек, не более. И учились люди до тех пор, пока не получали раввинский диплом – "смиху". Ну, а человеку, который не собирается получать "смиху" и вообще, так сказать, работать по религиозной линии, и в голову не пришло бы учиться в иешиве — работать надо, семью кормить. 

Подробнее...

Врата святости 21. Часть 3. Врата шестые. О ступенях пророчества

Раби Хаим Виталь — Врата святости 21. Часть 3. Врата шестые. О ступенях пророчества

Каким было пророчество в древних поколениях и какого уровня духа святости можно достичь в наши времена?

Суть пророчества пророков такова: выше объяснялось, что есть четыре мира: Ацилут, Брия, Йецира и Осия, а ниже их всех — низменный мир, состоящий из четырёх основ, которые суть силы фундаментальной души, разделённые подобно десяти сфирот.

И также объяснялось, что в каждом из миров есть внутренний свет — свет десяти сфирот, а вокруг него — свет, образующий души, а вокруг него — свет, образующий ангелов, а вокруг него — тёмный свет, образующий клипот, а вокруг всего этого — собственно мир, то есть своды, его образующие. И именно так происходит в низменном мире, ибо материя четырёх основ — это тело и мир, а внутри них — все остальные светá, каждый из которых состоит из четырёх аспектов фундаментальной души.

Подробнее...

Соединяя материю с духом

В российском обществе уже несколько лет идет дискуссия в связи с законом, наказывающим за оскорбление религиозных чувств. Высказываются мнения как «полностью за», так и «решительно против». Мне самому не раз приходилось слышать такую позицию: «Религия у нас отделена от государства, верующим людям дана полная свобода, — так почему же неверующие не могут свободно говорить, что они думают о религии? Разве это не ограничение свободы слова?»

Подробнее...

Месяц освобождения сокровенного

Девятый месяц еврейского календаря, носит название Кислевпроисходящее, очевидно, от слова кисло ("вера", "упование"), которое можно встретить в книге Ийова (8:14). Учителя Каббалы говорят о двух формах веры и упования: пассивной и активной. Месяц Кислев, время празднования Хануки, они связывают как с активной, деятельной верой, с упованием, выраженным в действии, так и с пассивной, умиротворенной верой, уподобленной предрассветному сну.

Подробнее...

Реальные чудеса в Израиле

Известный израильский гид и журналист — об особом влиянии молитвы в Цфате на успехи в бизнесе

Вадим МАЛЕВ

Мне в последнее время неоднократно приходилось слышать сомнения в вознесении Ильи Пророка и даже самого Иисуса. Мол, где вы видели летающих евреев? Хорошо, не верьте. Живите, как хотите, но послушайте одну историю, свидетелем которой я был совсем недавно. Не о летающих евреях, правда, но о чудесах.

Подробнее...

Даат тфила 20. Опасность правления солнца

Рав Эуд Авицедек — Даат тфила 20. Опасность правления солнца

Для атеиста природа первична, над ней нет Творца, который создал ее из ничего, постоянно дает ей существование и надзирает над ней во всех деталях

«Когда Всевышний гневается? В первые три часа дня. В то время, когда цари водружают на головы свои короны и кланяются солнцу, — Он немедленно гневается» (Авода зара 4б).

Идолопоклонство, служение звездам, коронование солнца. Служение обращено к небесным светилам, властвующим над природой. В сегодняшнем облачении, после того, как мудрецы Великого Собрания аннулировали страсть к примитивному идолопоклонству, это опасность проявляется в виде атеизма. Отрицания служения как такового вообще. Для атеиста природа первична, над ней нет Творца, который создал ее из ничего, постоянно дает ей существование и надзирает над ней во всех деталях.

Подробнее...

Муж и жена должны уважать и почитать друг друга. Берешит

Муж и жена должны уважать и почитать друг друга. Берешит

Если муж будет исполнять собственные обязанности, а жена — свои, они будут пребывать в любви и спокойствии. В Талмуде приведены практические примеры реализации этого правила.  

Истинная проверка на гневливость

Р. Элияѓу Лупьян однажды сказал: кто думает, что избавился от гневливости, обманывает себя. На деле, он сохраняет спокойствие лишь потому, что никто не действует ему на нервы. Истинное испытание способности человека не сердиться — поведение в кругу семьи, где всегда хватает поводов для раздражения (Лев Элияѓу).

Подробнее...

Запоздалая любовь

Гордость и горечь «жидувки з Израилю»  Юлия ПОЗНЯНСКАЯ

В декабре 2000 года я поехала в Варшаву на курс польского языка. В Польше тогда была необычная атмосфера. Поскольку римский папа Иоанн Павел II был поляком, народ особенно внимательно прислушивался к тому, что проповедует глава католической церкви. А он заявил, что иудаизм следует почитать, как мать христианства, и напомнил, что сам Иисус, его мать и апостолы были евреями.

Подробнее...

Врата святости 14. Часть 2. Врата седьмые: об исполнении заповедей «делай» и соблюдении добрых обычаев

Раби Хаим Виталь — Врата святости 14. Часть 2. Врата седьмые: об исполнении заповедей «делай» и соблюдении добрых обычаев

Важность заповеди цицит и ежедневного чтения молитвы «Шма» 

Цицит. Ты уже знаешь, что эта заповедь весит, как вся Тора. Гематрия 261 600 плюс тринадцать звеньев — получается 613 262. Кроме того, написано (Бемидбар 15:39): «И увидите её 263 и вспомните все заповеди Всевышнего» 264, — этот стих сообщает нам о том, что цицит весят, как все заповеди.

Подробнее...

Даат тфила 13. Время и обязанность служения во времени

Рав Эуд Авицедек — Даат тфила 13. Время и обязанность служения во времени

 

Вечером человек должен сказать: Пусть будет воля Твоя, Всевышний, Б-г мой и Б-г моих отцов, чтобы так же, как я был во тьме и Ты вывел меня на свет, так выведи меня из тьмы на свет 

Подробнее...

Элуль — месяц милосердия и прощения

Мишна говорит в трактате Авот: «Каждый, кто совершает одно доброе дело, — приобретает себе одного защитника, а каждый, кто совершает один проступок, — приобретает себе одного обвинителя»

В течение этого месяца мы стараемся обеспечить себе как можно больше добрых «адвокатов», которые защитят нас в день Суда, заставив замолчать всевозможных «прокуроров», враждебных нам и напоминающих о наших проступках.

Подробнее...

Гуманизм — разновидность эгоизма

Есть люди добрые и злые, честные и нечестные, хвастливые и скромные. Параметров очень много.

О гуманности людей

Конечно, можно спросить:

— Разве нет в мире честных и порядочных людей, которые верно следуют идеалам гуманизма? Пусть их не очень много, но они, несомненно, встречаются довольно часто. Невозможно каждого человека, не следующего правилам религиозной морали, называть отъявленным и неисправимым эгоистом!

Несомненно, хорошие люди есть. А есть и похуже. Есть люди добрые и злые, честные и нечестные, хвастливые и скромные. Параметров очень много. В принципе, каждый человек рождается с определённым набором плохих и хороших внутренних качеств. Плохие определяют меру его эгоистичности, а хорошие — уровень его внутренней доброты, по их соотношению мы видим, насколько хороший или плохой человек перед нами. Добрым, порядочным и хорошим человеком считается тот, кто обладает хорошими качествами. Он ведет себя в меру своей порядочности в любом обществе и в любой системе моральных принципов.

Подробнее...

Ситуации, когда не надо критиковать

Еврейский дом

Зачастую встреча супругов — это момент, которого ждал тот, кто оставался дома, чтобы высказать все, что он набрал за день. Ведь у него тоже были сложности с детьми или с владельцем магазина напротив, и он ожидает прихода супруга, чтобы рассказать ему обо всем, что случилось.

Подробнее...

Речь, пророчество и пустословие

Речь, пророчество и пустословие. Взгляд каббалыФункция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Подробнее...

«Я принадлежу моему другу, а мой друг мне» (часть первая)

Рав Ицхак Зильбер рассказывает о самопожертвовании и освящении Имени Творца

Рав Ицхак Зильбер рассказывает о самопожертвовании и освящении Имени Творца. Величие еврейского народа строится из кирпичиков самопожертвования миллионов конкретных людей. Душераздирающие истории освящения Имени как ничто иное демонстрируют истинность любви евреев к Творцу.

Подробнее...

Еврейская одежда

Шляпа и сюртук...Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века.

Подробнее...

Выражение мыслей вслух — тайна глубокого понимания

Выражение мыслей вслух — тайна глубокого понимания

Научись выражать свои мысли вслух. Слова представляют собой мост между теоретическим и практическим, с их помощью ты можешь проверить, насколько ты веришь в то, что говоришь, и насколько ты следуешь тому, во что веришь

«Выражение мыслей вслух» означает «наводить порядок с помощью уст, рта в голове». Для того чтобы понимать более ясно, четко, для того чтобы проникнуть в глубины мудрости, мы должны пользоваться своим ртом — данной нам способностью говорить, выражать мысли вслух. 

Подробнее...

Что такое Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма

Что такое Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель ИудаизмаВ чем сущность Иудаизма? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
 
Содержание
1. Совершенное Благо.
2. Божественное Провидение есть руководство целенаправленное.
3. Два пути: путь страданий и путь Торы.
4. Сущность религии в том, чтобы научить нас распознавать зло.
5. Продвижение сознательное и бессознательное.
6. Вера приносит благо только тем, кто служит Всевышнему.
Я хочу ответить на три вопроса:
В чем сущность религии?

Подробнее...

В гармонии с природой 1. Вступление

Рав Уриэль Зильбигер — В гармонии с природой 1. ВступлениеШесть дней Всевышний творил мир — и увенчал Свое Творение созданием человека по образу и подобию Творца. Венец Творения — человек — получил особое предназначение.

 

ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ и ЗИМА каждый год в неизменной последовательности сменяют друг друга у нас за окном. У каждого из времен года есть свои достоинства и свои особенности. А вместе они составляют годовой цикл, через который Всевышний регулярно проводит природу, созданную Им на благо человеку.

Подробнее...

НЕ БОЮСЬ Я НИКОГО, КРОМЕ Б‑ГА ОДНОГО

Очередной экономический кризис в разгаре, и люди беспокоятся за завтрашний день. Как себя вести в сложной ситуации? Как пережить трудности?
Есть такой еврейский анекдот. Б‑г призвал к Себе служителей разных религий и объявил, что через месяц будет потоп. Священник и мулла пошли к своим прихожанам и призвали их посвятить оставшееся время молитве и покаянию. А раввин пришел в синагогу и говорит: «Евреи, Г‑сподь дал нам месяц, чтобы научиться дышать под водой!» Это, конечно, шутка, но в каждой шутке (особенно у нашего народа!) есть доля истины. Евреи множество раз оказывались в сложных условиях. И всякий раз умудрялись выйти из кризиса не только не ослабевшими, но, наоборот, более сильными и уверенными в себе.

Подробнее...

ВОПРОС ЖИЗНИ И СМЕРТИ

АЛЕКСАНДР ФЕЙГИН

Создание технологий пересадки органов — не только великий шаг вперед для медицины, но и подлинное чудо служения человека Всевышнему, ведь, «спасая одну жизнь, мы спасаем целый мир». Нет большего подвига, как в человеческом, так и в религиозном плане.

Подробнее...

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ — ДАР ИЛИ БРЕМЯ?

Технический прогресс экономит наше время. Сегодня рабочий день куда короче, чем был сто лет назад. Множество механизмов делают более быстрыми и удобными поездки, экономят домашний труд. У человека стало больше свободного времени. Но что с ним делать? В ответе на этот вопрос технический прогресс не поможет. Он может предложить только новые гаджеты — смартфоны, айфоны, айпады, планшеты… И мы видим, как молодое поколение часами сидит в интернете, а те, кто постарше, не отрываются от телевизора; люди идут по улицам, ничего не замечая, без конца болтая по мобильному телефону. А увлечение компьютерными играми приобретает характер настоящей эпидемии! Что же делать? Увеличивать рабочий день? Несправедливо. Отказываться от прогресса? Невозможно. Признаться, что зашли в тупик?

Подробнее...

О ЧЕМ ПЛАЧУТ КАМНИ. ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ СТЕНЫ (ЯН СМИЛЯНСКИЙ)

 

 
 1363541837_700_46k9egpxqxqvjsped5jrxklginnqjdza (700x467, 103Kb)
Да, как оказалось, даже немногие израильтяне сегодня знают, что Стена Плача названа так не только потому, что из века в век евреи оплакивают возле нее погибший Храм.

Подробнее...

Когда бедняк радуется?

Когда бедняк радуется? Когда потеряет и найдет! - утверждает народная мудрость. Впрочем, к этому можно добавить, что бедняк возрадуется еще больше, если поделится находкой со своим другом!..

- Что делать бедняку, если у него ничего нет, и он не может дать своему другу подарок на Пурим? - спросил глава иерусалимской иешивы “Атерет Исраэль” рав Борух Эзрахи на праздновании бар-мицвы моего сына Аарона Мордехая, которого впервые вызвали к Торе в той же иешиве, в которой я начал изучать Тору после выезда из СССР.

Подробнее...

Время

Время

Мы уже знаем, что наш жизненный опыт формируется поэтапно — вдохновение, потеря вдохновения и борьба за возвращение вдохновения. Мы видели, что в ткань нашего разума и души вплетены элементы, соответствующие этим этапам. Рассмотрим теперь сущность времени, поищем в нем истоки той энергии, которая питает жизненный опыт. Умение воспринимать время таким образом помогает добиться гармонии между разумом и душой, с одной стороны, и временем, с другой. Оно учит нас скользить по волнам времени.

Подробнее...

СУЕВЕРИЯ, ИЛИ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ НЕ ПОМЕШАЕТ

В детстве, когда я уходил из дома и возвращался, чтобы взять что‑то забытое, моя мама всегда говорила, что это плохая примета: «пути не будет», и поэтому забытую вещь вынесет она и отдаст мне через порог, дабы я не заходил в дом. То, что надо поступать именно так, она знала от своей бабушки, а откуда знала ее бабушка, мне уже не узнать, так как ее бабушка не пережила войны. 

Подробнее...

ДИАЛОГ ДУШИ И ЖЕЛУДКА

Самая модная вещь сегодня — диета. Все озабочены снижением веса, делятся рецептами правильного питания, подсчитывают число калорий… Людей легко понять: в развитых странах около половины детей и подростков страдают от ожирения. К сожалению, это неизбежный побочный эффект потребительской цивилизации, когда упор делается на удовлетворение материальных потребностей, в том числе в сфере питания.

Подробнее...

О ханукальном пончике...

О ханукальном пончике

Как и многие другие слова современного иврита, слово «суфгания» относительно новое, но корни его уходят в глубь веков. Сфог и в древнем, и в современном иврите означает «губка». Суфгания впитывает масло, как губка.

Подробнее...

РАЗВОД У ТРАПА САМОЛЕТА

Развод у трапа самолета

Тяжела участь еврейской женщины, брошенной мужем! Если она развелась законным образом и получила гет (разводное письмо), я ее от души поздравляю. Страна у нас большая, женщина всегда может еще раз замуж выйти, да и статус ее определен…

Подробнее...

Мир верующего

Рав Шломо Вольбе — Мир верующего

События Шестидневной войны заставили многих светских евреев задуматься и начать интересоваться своими корнями, искать ответы на сложные вопросы в еврейской традиции. В государстве Израиль впервые началось массовое движение тшувы. Предлагаемая вашему вниманию книга представляет собой собрание газетных статей и лекций рава Шломо Вольбе, благословенна память о праведнике, адресованных офицерам, жителям кибуцев и ученикам первых ешив для «баалей тшува»1. Сборник был опубликован анонимно, как и все остальные труды рава Вольбе, кроме «Алей Шур». Первоначально книга называлась «Бейн шешет ла-асор» — «Между шестью и десятью». Это первый перевод книги на русский язык, сделанный специально для журнала «Мир Торы»

Подробнее...

Дни избавления

Рав Лейб Гельфанд — Дни избавления

Четвертое царство будет сильным, как железо; и подобно железу, которое расплющивает, крошит и разбивает все, оно, как железо, которое все сокрушает, всех разобьет и сокрушит

Несмотря на сравнительно спокойное и благополучное существование, которое ведет большинство евреев сегодня, причем не только в диаспоре, но и в Земле Израиля, согласно написанному в наших святых книгах, еврейский народ по сей день находится в изгнании. Неудивительно, что Геула (Освобождение) — одна из важнейших тем в еврейской традиции. Не претендуя на всестороннее и подробное изложение этой темы в рамках короткой статьи, мы ограничимся несколькими базовыми идеями, необходимыми для ее понимания.

Подробнее...

Смешение языков и идей в Вавилоне и в наши дни

В этой недельной главе описана довольно странная история. Реагируя на попытки людей построить башню, Б-г смешал их языки, и они перестали понимать друг друга. Раши изображает конкретную ситуацию: «Один просит кирпичи, другой дает глину, первый встает и пробивает ему голову».

Подробнее...

Раби Аба бар Ибо

Еврейские Мудрецы

Рав возвратился в Вавилонию; с его приходом началась новая эпоха в жизни общин изгнания

Раби Аба бар Ибо (Рав), (3935-4007 /175-247/ гг.) — глава евреев Вавилонии; основатель ешивы в Суре, ставшей новым центром изучения Торы.

Подробнее...

Что влияет на свободу выбора человека? Есть ли она вообще?

Что влияет на свободу выбора человека? Есть ли она вообще?

Объясните, пожалуйста, момент, касающийся свободы выбора в истории с Хизкияу и его сыновьями. Была ли у царя какая-то возможность повлиять на праведность сыновей, направить их в сторону Творца, или нет? Что вообще влияет на свободу выбора человека? Есть ли она вообще? Слышал на эту тему, что если человек родился под влиянием Марса, то ему суждено пролить кровь, а свобода выбора его в том, станет ли он разбойником или же хирургом или шохетом (резником). Но что повлияет на его выбор? Окружение? Случай? Воспитание? Или, все-таки, что суждено, то суждено? Тогда в чем наша работа? Спасибо! Владимир

Подробнее...

Роль Ишмаэля в наши дни

 
Роль Ишмаэля в наши дни

О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.

Подробнее...

Месяц Хешван (Мархешван)

Месяц Хешван

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Рош Ходеш Хешван всегда празднуется два дня, поскольку Хешван следует за полным месяцем Тишрей. Его первый день приходится на тридцатое Тишрей, а второй — на первое Хешвана.

Существует мнение, что молитву Мусаф в Рош Ходеш Хешван, в отличие от всех других молитв, запрещено читать на память — ее читают только по молитвеннику.

Подробнее...

Еврейство через отрицание

Месяц еврейских праздников пронизан идеей единства еврейского народа: от всеобщего провозглашения царства Всевышнего над Вселенной в Рош а-Шана до коллективных танцев со свитками Торы в праздник Симхат Тора. Ни один праздник Суккот не обойдется без того, чтобы мы еще раз не вспомнили метафору о четырех растениях – символе единства евреев, по-разному относящихся к Торе и заповедям. Привычный образ мешает нашему замыленному глазу заметить странное: в одной из этих групп оказываются те, кто лишен еврейских ценностей. Ива в праздничном букете должна напомнить нам о евреях, чье отношение и к Торе, и к заповедям определено через отрицание – ни того, ни другого у них нет. Как отсутствие Торы и заповедей может послужить пропуском в еврейский мир?!

Подробнее...

Ежедневный подарок, или тешува, возвращение

Рассказывают про Баал Шем Това, как однажды он повстречал на своем пути водовоза.

--Как дела, брат-еврей? – поинтересовался Баал Шем Тов.

--Ой, - глубоко вздохнул водовоз. – Какие могут у меня быть дела? В мои года мне следовало бы на печи сидеть, чтобы мои дети меня обслуживали. Да не кому быть рядом со мной на старости лет. Здоровье мое уже не то, ноги совсем не держат, а мне приходится таскать тяжелые ведра изо дня в день! Что еще могу сказать?

Подробнее...

Равенство полов

Еврейский дом

Качество партнерства, отличающее женщин и дающее им явную фору в семейных взаимоотношениях, иногда становится препятствием

Время от времени мне приходится выслушивать такие слова. «Ваш подход совершенно не подходит для нашего поколения. Возможно, в прошлом все так и происходило. Но сегодня мужчины и женщины в обществе равны — женщины тоже работают и зарабатывают деньги для семьи, а мужчины тоже трудятся на кухне и занимаются детьми. Есть женщины, которые стоят во главе правительств или возглавляют огромные компании».

Подробнее...

Число Пи и море Соломона

Это удивительное число Пи

Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.

В 7-й главе 1-й книги Млахим (Царей) приводится описание медного моря, сделанного мастером Хирамом из Цура по приказу царя Соломона. «И сделал он море литое десять локтей от края до края круглое вокруг, и пять локтей высота его и линия в тридцать локтей опоясывала его вокруг» (стих 23) (см. вид сбоку и вид сверху ). 

Подробнее...

Почему многие еврейские мудрецы не приехали в Израиль

Еще со времен вавилонского изгнания многие мудрецы и руководители еврейских общин по разным причинам избегали выполнения этой мицвы. Именно поэтому ведущие академии по изучению Торы оставались в Вавилоне вплоть до X века.

Подробнее...

ПИСЬМА О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

<…> Вы пишете о проблемах в отношениях с женой, с которой состоите в браке четырнадцать лет и удостоились родить нескольких детей. Вы также намекаете, что сложности связаны с приверженностью еврейскому образу жизни.

Подробнее...

МЕНЕ, ТЕКЕЛ, ФАРЕС

Мене, текел, фарес

Я уже говорил о том, как сильно обогатила Тора современный иврит. Тогда я привел несколько распространенных выражений. Они были нам известны и из русского языка, который еврейскую Библию также чтил, называя ее вежливо Ветхим заветом.

Сегодня мы обратимся к той же теме, поговорим о выражениях, вошедших в иврит из Священного писания

Подробнее...

Законы раскаяния. Главы 1—2

Законы раскаяния. Главы 1—2


Тшува позволяет вернуть себя в состояние до греха и даже выше.

Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.

Глава 1

§1. После того, как тот, кто умышленно или по ошибке нарушил любую из заповедей Торы — предписывающую или запрещающую раскаялся в своем грехе, он должен исповедаться перед Б-гом, благословен Он, как сказано: «Мужчина или женщина, провинившиеся перед другим человеком, совершив тем самым преступление против Г-спода, взяв грех на свою душу, должны исповедаться в грехе который они совершили» (Бемидбар, 5:6,7) . Здесь Тора говорит об исповеди в словесной форме. 

Подробнее...

Куда вести народ?

Всем нам придет свой черед умирать. О чем вы будете говорить со своим наследником? Какой дадите совет, какое наставление? Ответ на этот вопрос можно найти в конце Библии, в наставлениях, которые дает Моисей своему наследнику – Йегошуа, возглавившему еврейский народ после смерти величайшего из пророков.

 

Моисей говорит Йегошуа: «Будь крепким и стойким, потому что ты вместе с этим народомпридешь в страну». И на той же странице, буквально несколькими строчками ниже мы читаем наставление, которое сам Всевышний дает Йегошуа, и оно идет немного вразрез с советом Моисея: «Будь крепким и стойким, потому что ты приведешь сынов Израиля в страну» (Дварим 31:23). Придешь и приведешь, «таво» и «тави» – эти слова только кажутся похожими, но в них заложен абсолютно разный смысл.

Подробнее...

"Попугай с еврейским акцентом"

Удивительны посланцы, с помощью которых  Вс-вышний зовет нас к Себе.

Вот, послушайте, какую историю рассказал  рав Ишай В.;

 

"Я родился в городе Раанана. Мои родители жили в этом городе с детства, и  даже когда они стали соблюдать заповеди, то не перебрались в другой, более религиозный город, например, в Бней-Брак, а остались жить в почти светской Раанане. По двум причинам: во-первых, в Раанане сплотилась  очень дружная община, как это обычно бывает, когда небольшая группа начинает каждый по отдельности и все вместе вести еврейский образ жизни, и родители, по наставлению рава, остались развивать деятельность общины.  Мы – дети – ездили на учебу в другой город. Втарая причина -  у моего папы довольно редкое, интересное  хобби:  он разводит говорящих птиц, попугаев всех окрасок и размеров, и перевозить все это свистящее, хлопотливо щелкающее и говорящее хозяйства на новое место было бы довольно сложно.

Подробнее...

Можно ли пользоваться чужими вещами без разрешения?

Хозяин отчаивается в отношении потерянного имущества против собственной воли — знай он, где находится его вещь, никогда не отчаялся бы

Часто бывает, что хозяин вещи неоднократно нам ее одалживал, и вот эта вещь снова нам понадобилась, но хозяин, увы, не находится рядом с нами, поэтому невозможно попросить разрешения на использование. Допустим, мы уверены, что будь он здесь — он бы точно разрешил нам. Или, наоборот, не уверены. Можно взять? И существует ли разница между ситуациями?

Подробнее...

Неидеальный мир идеальных возможностей

Почему есть в мире зло и страдание?

 

Перед нами один из самых сложных вопросов в религии: если Б-г одновременно всемогущий и добрый, то как Он допускает в мире столько зла и страдания? Для многих это главное препятствие на пути к религиозности: они признают, что такой огромный и комплексный мир должен быть создан Б-гом и не мог появиться сам по себе. Но не могут поверить в то, что Б-г добр и милосерден.

Подробнее...

На тему недельной главы. Ки теце

На тему недельной главы. Ки теце

Разрушительна сила злословия, которая неизбежно возвращается бумерангом к тому, кто позволил себе унизить человеческое достоинство другого

Почему мы так скупы на похвалу? Неужели из-за опасения перехвалить наших детей и друзей? Хотя многие почему-то совсем не боятся критиковать, обрушивая на головы близких свой гнев…

Подробнее...

СВОБОДА И ВЫБОР Лекции-статьи Ефима Свирского

ЭШ-АТОРА

Иерусалим

1997

Лекции-статьи Ефима Свирского

Литературная запись и редактура – Н.Пурер и Р.Пятигорский

 

 

 

 

СВОБОДА И ВЫБОР

Оглавление:

Часть 1. Тора и мораль

Часть 2. Десять заповедей

Часть 3. Семь законов Сыновей Ноаха

Часть 4. Свобода и выбор

Подробнее...

ПРЕОДОЛЕЙ СОМНЕНИЯ В СЕБЕ

«Говорит раббан Гамлиэль: Сотвори себе наставника, избегай сомнений, не отмеряй десятины на глаз».

Позвольте, поучение «сотвори себе наставника» у нас уже было: в шестой мишне «Пиркей авот», от другого авторитета, Йеошуа бен Прахьи! Неужели наши мудрецы по ошибке повторили одно поучение дважды? Нет, конечно, ошибки здесь нет. Шестая мишна и шестнадцатая, которую мы только что процитировали, исследуют разные ситуации. В шестой мишне речь шла об изучении Торы и, в более широком контексте, о приобретении знаний. Здесь без наставника никуда — если не хочешь остаться невеждой. А в шестнадцатой мишне раббан Гамлиэль говорит о необходимости обрести наставника, чтобы знать, как вести себя в спорных жизненных ситуациях.

Подробнее...

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер

<…> Я хочу высказать здесь свое глубокое недовольство тем, что уже на протяжении многих лет, начиная с массовой репатриации наших братьев-сефардов[1] в Страну Израиля, они сочли правильным вступать в брак в более зрелом возрасте. Это противоречит обычаям тех стран, откуда они приехали (где евреи вступали в брак достаточно юными).

Если в то время, когда было принято это решение, могли существовать сомнения, будет ли от него больше пользы или вреда, сегодня очевидно, что, к сожалению, оно привело к печальным результатам; это решение более чем наглядно доказало страшные опасности и разрушительные последствия такой практики.

Подробнее...

Я.Л.Рапопорт. На рубеже двух эпох. Дело врачей 1953 года

МОСКВА "КНИГА" 1988
Рапопорт Я. Л.
OCR: Александр Продан

На рубеже двух эпох. Дело врачей 1953 года. -- М.: Книга, 1988. -- 271
с., ил.
Яков Львович Рапопорт, 1898 г. ро ждения, известный советский ученый патологоанатом, заслуженный деятель науки, автор ряда выдающихся научных исследований, широко известных в СССР и за рубежом, Я. Л. Рапопорт был
репрессирован по "Делу врачей" 1953 г Эта книга первый и единственный литературный труд, освещающий многие стороны этого дела и попутно затрагивающий межнациональные отношения и проблемы морально-этического 
характера. Оки заслуживают серьезного осмысления, тем более, что автор -бесспорно достойный и мужественный человек. Издается на правах авторской книги. Для широкого круга читателей.

Подробнее...

МЕТАФИЗИКА ПРОТИВ ФИЗИКИ

Притягательность пейзажа, в отличие от, скажем, человеческого лица, иррациональна. И догадка состоит в том, что ландшафт, возможно, потому притягивает взгляд, что мы созданы по образу и подобию Всевышнего, его, ландшафт, сотворившего; а Творцу и творцу свойственно иногда любоваться своим произведением.

 




Волны Мертвого моря намывают у берега кристаллы соли

Подробнее...

песах

Окончание. 


Пасхальный седер. Миниатюра из «Пасхальной агады».

Испания. 1350–1360 годы. Британская библиотека, Лондон

 

Вкушение мацы
Маца эта, которую мы едим

Во все праздники и субботы особое место уделяется трапезам. Трапеза является не только данью физиологическим потребностям человека, она связана с самой сутью этих дней. Еда важна не только в эти дни. В сущности, и каждодневный прием пищи, хотя и связан сугубо с телесными нуждами, имеет глубокий духовный смысл.

Подробнее...

ПЕСАХ

Адин Эвен-Исраэль (Штейнзальц)

 В издательстве «Книжники» выходит в свет книга Адина Штейнзальца «Суть еврейских праздников», составленная на основе статей и выступлений одного из самых авторитетных современных еврейских учителей. В мартовском и апрельском номерах журнала предлагаем читателям полный текст главы о празднике Песах.
«Народ отдельно живет»

«Который прошел мимо»

Смысловая наполненность праздника Песах, по общему мнению, многогранна не только из-за различий в мировоззрениях празднующих, но и по причине многообразия раскрывающихся в нем аспектов. Однако, несмотря на то что этот праздник имеет множество наименований — некоторые из них упомянуты в Торе, другие вошли в народные традиции, — самым принятым и распространенным из них является название «Песах», что свидетельствует об особой значимости аспекта, отраженного в нем.

Подробнее...

Смерть Сталина предотвратила коммунистический холокост

Наилучшая стратегия для сплочения нации всегда заключалась в том, чтобы найти общего врага, а евреи веками представляли собой идеальную мишень. Это известно любому диктатору, и это прекрасно знал Сталин. Во время чисток 1937 – 1938 годов среди его настоящих и мнимых врагов было очень много евреев.

Подробнее...

К истории казанской еврейской общины

В дружной семье народов свое законное место занимают евреи. Они сыграли определенную – и немалую! – роль в развитии местной медицины, науки, искусства и образования. Сейчас, когда все перемешалось и переплелось, зачастую трудно бывает определить, кто относится к той или иной нации. Как писал казанский поэт Вячеслав Баширов, «один мой дед читал Коран, другой читал Талмуд». Как тут не быть толерантности и уважения друг к другу? Между тем вплоть до начала XIX века евреев в наших краях не было. Откуда они появились? Когда обосновались? Чем живут и что их сегодня беспокоит?

Подробнее...

Израиль на Волге

Продолжаем интервью с депутатом Государственной думы РФ, членом-корреспондентом Академии наук Татарстана Фатихом Сибагатуллиным. 22 февраля в Союзе писателей Татарстана состоится презентация его книг.

Подробнее...

Израиль на Волге

22 февраля в Союзе писателей Татарстана состоится презентация книг Фатиха Сибагатуллина, в том числе последней книги «Великие татары – строители и защитники государства Российского». Она пользуется большим успехом. Весь пятитысячный тираж уже распродан. Готовится переиздание. Но Сибагатуллин готовит уже и пятую книгу «Татары и евреи», 350 страниц.

Подробнее...

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер

<…> Отвечая на вопрос, как убедиться, что именно этот человек — Ваш суженый.

Ответ Торы на этот вопрос хорошо известен. Если человек ищет спутника жизни «естественным образом» (разумеется, в соответствии с нормами скромности и другими предписаниями Шульхан аруха), Творец, чье Провидение распространяется на всех и каждого, поможет Вам встретить наиболее подходящего Вам человека. <…>

Подробнее...

С ЛЮБОВЬЮ К МИРУ, С МИРОМ — К ТОРЕ

Берл Лазар

Двенадцатая мишна в трактате «Пиркей Авот» имеет традиционную структуру: три поучения в одной мишне, причем для того, чтобы их понять, надо не просто раскрыть для себя особый смысл каждого поучения, но и уяснить внутреннюю связь между ними.

«Будь среди учеников Аарона, люби мир и добивайся мира, люби все творения и приближай их к Торе». Сразу возникает вопрос: что значит «быть среди учеников Аарона»? Мы знаем, что Аарон был братом Моше, первосвященником нашего народа, — но все это было в глубокой древности, как же мы, современные люди, можем оказаться «среди его учеников»?

Подробнее...

МОЖНО ЛИ РАДОВАТЬСЯ ГИБЕЛИ ЗЛОДЕЕВ?

Ицхак Стрешинский

В этом году Ту бишват (15 швата) выпадает на субботу, в которую читают недельную главу Торы «Бешалах». Среди прочего, в этой главе рассказывается о том, как море расступилось перед вышедшими из Египта сынами Израиля, и они прошли по дну, как по суше. Затем Всевышний низверг в морскую пучину египтян, преследовавших сынов Израиля. В главу «Бешалах» входит также знаменитая песнь, которую воспели Моше и сыны Израиля после спасения евреев и гибели египтян, и поэтому эта суббота называется Шабат шира (Суббота Песни). В Вавилонском Талмуде события, описанные в недельной главе «Бешалах», разбираются в контексте обсуждения одного из важнейших вопросов этики — вопроса о радости по поводу гибели злодеев и врагов.

Подробнее...

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер



От составителя

Еще до того, как стать главой Любавичского движения, ребе Менахем-Мендл Шнеерсон, в одном из посланий так писал о своих предшественниках: «У еврейского народа есть Ребе, который не связан никакими природными рамками. Тот, кто хочет определенно знать, как следует поступить в проблемах семейной жизни, не должен и пальцем пошевелить, не посоветовавшись прежде с Ребе. <…> Когда еврей не знает, как себя вести, или должен решить судьбоносный вопрос, от которого зависит вся его дальнейшая жизнь, он должен помнить, что еврейский народ не был оставлен без утешителя и ему есть к кому обратиться.

Подробнее...

Интервью с дочерью р. Зильбера

Статьи о еврейской женщине

 

Хава Куперман о еврейской женщине. Может ли религиозная еврейка пользоваться косметикой...

И Б-г создал женщину…

По улице шла еврейская религиозная семья. Папа, с большой бородой и пейсами, и неизменным сидуром в руках, мама в парике и длинной юбке, и гроздь детей, которые пищали, гоняясь друг за другом, и не оставляли никакого шанса их пересчитать.

— Видишь, — злорадно прошипел знакомый рядом со мной, — не перестанешь ходить на свои уроки, получишь тоже самое. Что хорошего у этой женщины в жизни?

Что хорошего в жизни еврейской религиозной женщины, я попросила рассказать Хаву Куперман, религиозную очаровательную женщину, чьей миловидности и живому блеску глаз, как и светлой улыбке могла позавидовать не одна светская «свободная» женщина.

Подробнее...

Так скажи дому Яакова 1. Основные принципы еврейских законов для женщин

Статьи о еврейской женщине

Основные принципы

Наши обязанности и наше поведение, поведение евреев, соблюдающих Тору, определяют законы (Диним), которые дополнены многочисленными обычаями (Минхагим), и вместе они проникают во все области нашей повседневной жизни. Эти Диним и Минхагим основываются на тех шестистах тринадцати Мицвот (заповедях), которые были открыты Моше Рабейну, мир его праху, на горе Синай.

Мицвот, предписываемые Торой, так называемые Мицвот Деорайта, насчитывают 248 Мицвот Асе (предписывающих заповедей) и 365 Мицвот Лo Таасе (запрещающих заповедей). Мицвот Асе, предписывающие заповеди, часто называются также Хийувим (обязанности), а Мицвот Ло Таасе — Исурим (запреты).

Подробнее...