Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер

<…> Отвечая на вопрос, как убедиться, что именно этот человек — Ваш суженый.

Ответ Торы на этот вопрос хорошо известен. Если человек ищет спутника жизни «естественным образом» (разумеется, в соответствии с нормами скромности и другими предписаниями Шульхан аруха), Творец, чье Провидение распространяется на всех и каждого, поможет Вам встретить наиболее подходящего Вам человека. <…>


(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 327)

<…> Приложите достаточно сил и энергии, чтобы найти подходящую жену, в соответствии с предписанием мудрецов: «Принято, чтобы мужчина искал себе женщину» (Кидушин, 2б; Нида, 31б), и «Если скажет тебе человек, старался, но не нашел — не верь; не старался, но нашел — не верь; старался и нашел — поверь» (Мегила, 6б). <…>

(Игрот кодеш. Т. V. С. 127)

<…> Важно, чтобы в поисках спутника жизни Вы прилагали достаточно усилий. Мудрецы говорили, что жену следует искать так же усердно, как ищут потерянную вещь. Разумеется, никто не сидит сложа руки, в ожидании, когда же ему вернут пропажу. Напротив, нужно приложить усилия, чтобы искать и найти потерянное. <…>

(Игрот кодеш. Т. VI. С. 144)

<…> Отвечая на письмо, в котором Вы пишете, что, хотя Вам предлагали замечательных кандидатов, Вас волнует сказанное в некоторых книгах о гематриях[1] имен будущих супругов.

В этом вопросе мы руководствуемся словами наших учителей, которые, объясняя слова Торы «Будь бесхитростен пред Господом, твоим Б-гом» (Дварим, 18:13), говорили: служи Всевышнему в простоте, без ухищрений. Это особенно справедливо, когда речь идет о поисках спутника жизни, как сказано: «Разумная жена — от Г-спода» (Мишлей, 19:14).

В связи с этим Вам следует прилежнее исполнять Тору и ее заповеди и оценивать девушек с соответствии с уровнем их религиозности, чтобы найти мудрую и богобоязненную супругу.

Что же касается гематрий: того, кто не слишком скрупулезен относительно сказанного в процитированных Вами книгах, совершенно очевидно не будут судить за это слишком строго — тем более что относительно этих книг есть серьезные сомнения, насколько они достоверны. Не исключено, что сказанное в них справедливо лишь для конкретного места и конкретной общины.

Следует тщательно исполнять сказанное в Мишне: «в восемнадцать — [пора] жениться» (Пиркей Авот, 5:22), равно как и другие известные предписания мудрецов[2], которые безусловно справедливы и касаются всех общин. Поэтому, если девушка, с которой Вас знакомят, безупречна с точки зрения Торы и богобоязненности, Вам следует заключить помолвку. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 198)

<…> Когда речь идет о поисках спутника жизни, следует прежде всего обращать внимание на самое главное, как сказано: «Обманчиво очарование и суетна красота; богобоязненная жена да будет прославлена» (Мишлей, 31:30). Нас не интересуют «знаки» и «приметы» вроде тех, о которых Вы пишете. <…>

(Игрот кодеш. Т. XXIII. С. 73)
<…> Наверное, мне не стоит оговаривать особо, что Вы должны быть заинтересованы в поисках спутника жизни и действовать в соответствии с предписаниями Торы — не нарушая законов скромности, но в то же время достаточно энергично. <…>

(Тшувот у-виурим. С. 427)
<…> Поскольку Вы уже зарабатываете достаточно для того, чтобы содержать семью, Вам стоит энергично искать спутницу жизни. Как известно, наши мудрецы говорили, что поиски жены подобны поискам пропавшей вещи. Из этого следует, что нельзя сидеть сложа руки, ожидая, когда потерянное принесут, — нужно активно искать самому. <…> 

(Игрот кодеш. Т. VI. С. 144)
<…> В своем последнем письме Вы ничего не написали о поисках спутника жизни. Помните, что время не терпит и что речь идет об очень важной заповеди, влияющей на всю нашу жизнь, включая изучение Торы и соблюдение заповедей.

Хотя я уже неоднократно писал Вам об этом, поскольку дело очень важное, пишу Вам снова. <…>
(Игрот кодеш. Т. XV. С. 263)

<…> Нет нужды говорить, что искать спутницу жизни необходимо, не сходя с пути Торы и богобоязненности, при активном участии родственников и друзей.

Что касается того, что Вам хотелось бы с самого начала знать, кто Ваша суженая, — то, согласно учению нашей Торы, Торы жизни, нужно следовать естественному порядку вещей (т. е. будущее предсказать невозможно). <…>

(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 23)

<…> Прежде чем Вы согласитесь на помолвку, Вы должны быть абсолютно уверены, что Ваша семейная жизнь будет протекать согласно Торе и заповедям. Я имею в виду, что не только Вы, но и Ваш жених должен согласиться соблюдать заповеди неукоснительно; кроме того, Ваш жених должен выделить время для регулярного изучения Торы[3]. 

Не стоит объяснять, что он должен согласиться на это совершенно искренне и чистосердечно, ведь счастье всех евреев, мужчин и женщин, зависит только от достойного еврейского поведения. <…>

(Игрот кодеш. Т. IV. С. 129)

<…> Я надеюсь, что то, что Вы готовитесь начать новый, предписанный Торой, этап своей жизни, поможет Вам бороться с дурным началом и приведет к решению проблем, о которых Вы писали.

Мы знаем, что подобные изменения к лучшему происходили со многими из тех, кто начинал серьезно искать спутника жизни. И эти улучшения происходили не через много лет, но немедленно. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 103)

<…> Как я понял из Вашего письма, проблема заключается в том, соответствует ли Ваш уровень богобоязненности требованиям родителей Вашей избранницы, хотя бы в отношении поведения, одежды и т. д.

Начнем с того, что все в Ваших руках. Если Вы захотите, Вы можете исправиться и удовлетворить их требования. Если пожелаете, то это еще один повод хотеть, чтобы дело закончилось помолвкой, — это способ помочь Вам «подняться в святости», став более богобоязненным. <…>

(Игрот кодеш. Т. XX. С. 59)

Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина

 

 

[1]. Гематрия — один из приемов анализа текста, заключающийся в толковании слова или группы слов по числовому значению составляющих их букв или путем замены одних букв другими по определенной системе. Согласно некоторым мистическим представлениям, люди с определенными именами не подходят друг другу, поскольку числовые значения их имен дают неудачные сочетания.

[2]. Кидушин, 29б; Псахим, 113а.

[3]. «Каждый еврей — бедный или богатый, здоровый или больной, неженатый или обремененный многочисленной семьей — обязан ежедневно изучать Тору. Для этого он должен установить для себя определенное время днем и ночью, как сказано: “Изучай ее [Тору] днем и ночью” (Йеошуа, 1:8)» (Шульхан арух а-Рав, 27:1).

 

Источник

ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2013