Оффенбах, Жак

Жак Оффенбах 20 июня 1819 Кёльн — 5 октября 1880, Париж — французский композитор и музыкант, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.

«Оффенбах был — как ни громко это звучит — одним из одарённейших композиторов XIX века»

Родился в семье синагогального кантора Исаака-Иегуды Эбершта (Eberst) из немецкого города Оффенбаха. В 1802 году Эбершт переселился в предместье Кёльна и сменил фамилию на «Оффенбах». В Кёльне, в 1819 году, у него появился сын, получивший имя Якоб.

Очевидная музыкальная одарённость мальчика побудила отца привезти 14-летнего Якоба в Париж (1833); французское произношение его имени (Жакоб) вскоре сократилось до Жак. В Париже Оффенбах учился в консерватории игре на виолончели у Луиджи Керубини. Хотя устав консерватории запрещал приём иностранцев, но, прослушав игру Жака, Керубини пошёл на нарушение устава.[2]

Из-за финансовых трудностей Жак смог проучиться чуть больше года, но этого было достаточно, чтобы стать виртуозом игры на этом инструменте; позднее Оффенбах выступал вместе с выдающимися пианистами (Антон Рубинштейн, Ференц Лист, Феликс Мендельсон и др.).

Первоначально Оффенбах планировал играть и сочинять «серьёзную» музыку. Его любимым композитором был Гектор Берлиоз. Он мечтал стать автором замечательной оперы; эта мечта осуществится только посмертно. Сначала парижская «Комическая опера» (где он во время учёбы подрабатывал в оркестре), а потом и другие театры, отказываются от услуг молодого, никому не известного композитора. Тогда Оффенбах и Фридрих фон Флотов организуют инструментальный дуэт и с успехом выступают в парижских салонах. Постепенно он приобретает известность, и в 1839 году Оффенбаху впервые удаётся поставить водевиль со своей музыкой (в театре Пале-Рояль).

1844: Оффенбах принимает католицизм, чтобы жениться на Эрмини д’Алькен (Herminie d’Alcain), дочери испанского эмигранта-оппозиционера. Супруги прожили совместно 36 лет, у них родились четыре дочери. И. И. Соллертинский отмечает, что участие в сочинении легкомысленных оперетт не мешало Оффенбаху быть верным и любящим супругом.

1847: получает место дирижёра во Французском Театре (Theatre-Francais). К этому времени относятся его небольшие легкие ариетты, написанные на сюжеты из басен Лафонтена. Сотрудничает с театром Флоримона Эрве.

Понемногу его исключительный мелодический дар находит признание. В 1850 году Оффенбах становится штатным композитором прославленного мольеровского театра «Французская комедия» (Comedie-Francaise).

1855: год рождения жанра оперетты. Оффенбах открывает маленький театр, под названием «Буфф-Паризьен» (Bouffes-Parisiens) и ставит там целый ряд небольших оперетт. Благодаря достоинствам музыки, умелому выбору актёров и либреттистов (чаще всего пьесы пишут Мельяк, Галеви, Кремье), многие постановки имеют большой успех. Весь Париж напевает мелодии Оффенбаха. Уильям Теккерей, посетивший Париж в этом году, сказал: «Если в сегодняшнем французском театре что-нибудь имеет будущее, то это Оффенбах»

1858: сняты ограничения, по которым театр Оффенбаха имел право выводить не более четырёх персонажей и ставить только одноактные пьесы. Оффенбах ставит масштабный спектакль «Орфей в аду». Художником-оформителем «Орфея» стал молодой Гюстав Доре.[3] Враждебные критические статьи только повышают популярность оперетты; приходит международный успех.

За «Орфеем» последовало около сотни оперетт, из которых наибольшую популярность заслужили:

Женевьева Брабантская (1859)
Песенка Фортунио (1861, по новелле Альфреда де Мюссе)
Прекрасная Елена (1864), наиболее известный шедевр композитора
Синяя Борода (1866)
Парижская жизнь (1866)
Великая герцогиня Герольштейнская (1867)
Перикола (1868)
Трапезундская принцесса (1869)
Разбойники (1869)
Оперетты Оффенбаха ставились повсюду в мире. Под его влиянием и по его совету Иоганн Штраус создал новый центр опереточного искусства — в Вене.

Кульминацией успеха Оффенбаха стала Всемирная выставка 1867 года в Париже. Маленький театр с трудом вмещал многочисленных гостей, в том числе монархов, видных политиков и других знаменитостей.

1870: франко-прусская война. Театр Буфф закрыт и отведен под лазарет. Оффенбах подвергается травле с обеих сторон: французские газеты обвиняют его в симпатиях к Германии, а немецкие — в предательстве. Оффенбах на год покидает Францию, путешествует по Европе. По возвращении в Париж (1871) правые круги обвиняют его в насаждении аморализма, подрыве национальной идеи, высмеивании монархии, религии, армии и других святынь, что, по их мнению, способствовало позорному поражению Франции. Либреттисты Мельяк и Галеви покидают Оффенбаха и переходят к Лекоку.

1875: Оффенбах вынужден объявить о своём банкротстве.

1876: Оффенбах гастролирует по США и имеет огромный успех.

1878: новая оперетта, «Мадам Фавар», хорошо принята парижанами.

Несмотря на ухудшение здоровья и переутомление, Оффенбах начинает работу над давно задуманной лирико-романтической оперой «Сказки Гофмана» (по мотивам произведений Э. Т. А. Гофмана). «Торопитесь поставить мою оперу, у меня немного времени» — писал композитор директору «Комической оперы» Леону Карвальо. Оффенбах написал всю партитуру, завершил оркестровку пролога и первого акта, но довести до конца второй акт уже не успел.

В 1880 году Оффенбах умер от приступа удушья. Иоганн Штраус отменил гастроли и приехал в Париж попрощаться с другом. Оффенбах похоронен на кладбище Монмартра, в Париже.

Оставшиеся детали оперы «Сказки Гофмана» завершил его друг, Эрнест Гиро (Ernest Guiraud), известный также редактированием оперы Бизе «Кармен». Гиро вставил в оперу несколько фрагментов из других произведений Оффенбаха, в том числе знаменитую «Баркаролу» (написанную для «Ундины»). Премьера оперы состоялась в 1881 году, в театре «Комическая опера», где некогда начинал молодой Оффенбах. «Сказки Гофмана» были восторженно приняты публикой и пользуются успехом до сих пор.
Оперетты Оффенбаха, остроумные и жизнерадостные, наполненные красочной музыкой, то лиричной, то каскадной, были чрезвычайно популярны во всей Европе. Лучшие из них ставятся по сей день. В оперную классику вошла и «лебединая песня» Оффенбаха — «Сказки Гофмана».

Список основных произведений Оффенбаха:

1847

Большой концерт для виолончели с оркестром (Grand Concerto pour violoncelle et orchestre)
1853

Пепито
1855

Двое слепых (Les Deux Aveugles), оперетта
Белая ночь (Une nuit blanche), комическая опера
Скрипач (Le Violoneux), оперетта
Батаклан (Ba-ta-clan), оперетта
Перинетта
Войдите, господа и дамы
Госпожа бабочка
Арлекин-цирюльник
Пьеро-клоун
Полишинель в свете
1856

Тромб-Аль-Казар (Tromb-al-ca-zar), оперетта
Роза из Сан-Флера (La Rose de Saint-Flour), оперетта
Финансист и сапожник (Le Financier et le Savetier), оперетта-буфф
Конфеты на крестины
Шестьдесят шестой
Пастушки Ватто
Детская бонна
1857

Крокефер (Croquefer ou le Dernier des paladins), оперетта-буфф
Dragonette, оперетта-буфф
Вечерний ветер (Vent du Soir ou L’horrible Festin), оперетта-буфф
Девушка, разыгранная в лотерею (Une demoiselle en loterie), оперетта-буфф
Свадьба при фонарях (Le Mariage aux lanternes), оперетта
Два рыболова (Les Deux Pecheurs ou le Lever du soleil), оперетта
Белая ночь
Три поцелуя дьявола
1858

Кошка, превращённая в женщину (La Chatte metamorphosee en femme), одноактная комическая опера
Дамы рынка (Mesdames de la Halle), оперетта-буфф
Орфей в аду (Orphee aux Enfers), оперетта-буфф; новая редакция: 1874
Маленькие пророки
1859

Маркитантки Великой армии (Les Vivandieres de la Grande Armee), оперетта
Женевьева Юрабантская (Genevieve de Brabant), оперетта-буфф; новая редакция: 1875
Муж на пороге
1860

Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chloe), оперетта
Мотылёк (Le Papillon), балет с пантомимой
Баркуф (Barkouf), оперетта-буфф
1861

Песенка Фортунио (La Chanson de Fortunio), комическая опера, по новелле Альфреда де Мюссе)
Мост вздохов (Le Pont des soupirs), оперетта-буфф
Комический роман (Le Roman comique), оперетта-буфф
Господин Шуфлери
Аптекарь и парикмахер; новая редакция: 1874
1862

Болтуны (Les Bavards), оперетта-буфф
Жаклин
Господин и госпожа Дени
Путеществие господ Дюнанан с сыном
1863

Лизхен и Фрицхен (Lischen et Fritzchen), оперетта
1864

Влюблённый певец (L’Amour chanteur), оперетта
Рейнская ундина (Die Rheinnixen (Les Fees du Rhin)), романтическая опера
Прекрасная Елена (La Belle Helene), оперетта-буфф
Грузинки
Синьор Фагот
Жанна плачет, Жан смеётся (Jeanne qui pleure et Jean qui rit), оперетта
1865

Пастушки (Les Bergers), комическая опера
Косколетто
Король летней ночи
1866

Синяя Борода (Barbe-Bleue), оперетта-буфф
Парижская жизнь (La Vie parisienne), оперетта-буфф
1867

Герцогиня Герольштейнская (La Grande-Duchesse de Gerolstein), оперетта-буфф
Отпуск на десять часов (La Permission de dix heures), комическая опера
Робинзон Крузо (Robinson Crusoe), комическая опера
Замок Тото
Урок пения
1868

Остров Тюлипатан (L'Ile de Tulipatan), оперетта-буфф
Перикола (La Perichole), оперетта-буфф; новая редакция: 1874
Волшебная дудочка
1869

Дива (La Diva), оперетта-буфф
Трапезундская принцесса (La Princesse de Trebizonde), оперетта-буфф
Разбойники (Les Brigands), оперетта-буфф
Вер-Вер, или Похождения попугая (Vert-vert), комическая опера
Какаду
1870

Романс о розе
1871

Снежный шар (Boule de neige), оперетта-буфф
1872

Король-морковь (Le Roi Carotte), оперетта-буфф
Фантазио (Fantasio), комическая опера
Цветочек (Fleurette), оперетта
Чёрный корсар
Сплетня
1873

Браконьеры (Les Braconniers), оперетта-буфф
Яблоко раздора (Pomme d’Api), оперетта
Прекрасная парфюмерша
1874

Багатель (Bagatelle), комическая опера
Мадам д’Аршидюк (Madame l’Archiduc), оперетта-буфф
1875

Булочница (La Boulangere a des ecus), оперетта-буфф
Креолка (La Creole), оперетта-буфф
Путешествие на Луну (Le Voyage dans la Lune), феерия
Кремовый торт (Tarte a la Creme), пьеса
Виттингтон и его кошка
1876

Пьеретта и Жако (Pierrette et Jacquot), оперетта
Бутылка молока (La Boite au lait), оперетта-буфф
1877

Доктор Окс (Le Docteur Ox), оперетта-буфф
Ярмарка в Сен-Лоране (La Foire Saint-Laurent), оперетта-буфф
1878

Мадам Фавар (Madame Favart), комическая опера
Мэтр Перонилла
1879

Марокканка (La Marocaine), оперетта-буфф
Дочь тамбур-мажора (La Fille du tambour-major), комическая опера
1880, посмертно

Прекрасная Луретта (Belle Lurette), комическая опера
1881, посмертно

Сказки Гофмана (Les Contes d’Hoffmann), фантастическая опера
Мадемуазель Мушерон (Mademoiselle Moucheron), оперетта-буфф

Источник:
wikipedia