Матусовский Михаил

23 июля 1915 года родился поэт-песенник Михаил Львович Матусовский
Матусовский Михаил Львович родился 23 июля 1915 года в Луганске. Окончив строительный техникум, работал на местном заводе. Начал печататься в 1934 в областных газетах и журналах. В 1939 окончил Литературный институт им. А.М. Горького; в конце июня 1941 аспирантом МГУ должен был защищать кандидатскую диссертацию по древнерусской литературе, однако в ночь на 23 июня был отправлен военным корреспондентом на Западный фронт. По ходатайству научного руководителя Матусовского, видного литературоведа Н.К.Гудзия, в порядке исключения защита прошла в отсутствие диссертанта.
В 1939 опубликовал книгу «Луганчане» (совм. с К.М.Симоновым) – о земляках-шахтерах, участниках Гражданской войны. В 1940 вышел поэтический сборник Матусовского «Моя родословная». Склонность Матусовского к злободневной стихотворной публицистике, сюжетной определенности и конкретности, фактически реальному содержанию особенно отчетливо проявилась в военные годы (сборники «Фронт», 1942; «Когда шумит Ильмень-озеро», 1944; поэмы «Володя», 1942; «Песня об Айдогды Тахирове и его друге Андрее Савушкине», 1943; «Дед», «Янис», обе 1944; «Снайперская баллада», 1942; «Баллада о партизанской расплате», 1943; «Седьмая симфония в Москве», 1944, и др.). Подкрепленная влиянием поэзии В.А.Луговского, И.Л.Сельвинского и П.Г.Антокольского, эта тенденция стала определяющей и для сборников «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951), «Все, что мне дорого» (1957), «Тень человека: Книга стихотворений о Хиросиме...» (1968), «Суть» (1979), поэм «Суздальская баллада» (ч. 1, 1970; ч. 2–3, 1979), «Голоса Равенсбрюка» (1979). Достоверным свидетельством современника прочитывается и состоящая из фрагментарных зарисовок-фиксаций непосредственных впечатлений мемуарная книга Матусовского «Семейный альбом» (1978–1979).

Однако истинное поэтическое призвание Матусовского раскрылось в текстах песен, написанных им для кинофильмов («Верные друзья», «Испытание верности», «Тишина» на муз. И.О.Дунаевского; «Щит и меч» на муз. В.Е.Баснера, и др.) либо как самостоятельные произведения, многие из которых приобрели всенародную известность, стали своего рода музыкальными символами страны («Подмосковные вечера» на муз. В.И.Соловьева-Седого) и широко поются до сего дня («С чего начинается Родина», «Баллада солдата», «Летите, голуби, летите...», «Московские окна», «Вернулся я на Родину», «Скворцы прилетели», «Прощайте, голуби» и др.). Искренность лирической интонации, сплав «бытового» и «высокого» лексико-семантических рядов (так, Родина начинается с картинки в букваре, с песни матери, с березки; свидание у подмосковной реки наполняется ощущением общности, единения не только со своей любимой, но и со всей среднерусской природой – сердцевиной России), диалогическая или исповедальная форма, свободное использование свойственных русской народно-поэтической речи повторов и рефренов сообщают песенным текстам Матусовского, тяготеющим к философичности, доходчивость и музыкальность.

Автор сценариев хроникально-документальных фильмов «Рабиндранат Тагор» (1961) и «Мелодии Дунаевского» (1964).

Умер Матусовский в Москве 16 июля 1990 года.


Источник:
musicforall.ru