Козаков Михаил

Козаков Михаил Михайлович - актер, режиссер, родился 14 октября 1934.

В 1956 году окончил Школу-студию им. В.И.Немировича-Данченко при МХАТе им. М.Горького.
В 1957-59 гг. в Театре им. Вл.Маяковского.
В 1959-70 гг. в "Современнике".
В 1971-72 гг. во МХАТе.
В 1972-81 гг. в Театре на Малой Бронной.
С 1990 года в Израиле. Среди театральных ролей - Гамлет ("Гамлет"), Сирано ("Сирано де Бержерак"),
Адуев-старший ("Обыкновенная история").
Поставил телеспектакль "Попечители" (1982), т/ф "Безымянная звезда" (1978), "Покровские ворота" (1982), "Если верить Лопотухину" (1983), "Визит дамы" (1989) и др.
Народный артист РСФСР (1980). Лауреат Государственной премии СССР (1967), Государственной премии РСФСР (1983).

* * *

Его отец Михаил Эммануилович Козаков был известным писателем, автор романов «Девять точек», «Жители этого города», повестей «Мещанин Адомейко», «Полтора Хама», «Человек, падающий ниц» и другие. Мама - Зоя Александровна сотрудничала в издательствах. В ленинградской квартире Козаковых, на канале Грибоедова бывали Евгений Шварц, Михаил Зощенко, Анатолий Мариенгоф, Анна Ахматова и многие другие литературные знаменитости. Миша рос обыкновенным мальчиком, занятый теми же заботами, что и его сверстники.

После окончания в 1956 году Школы-студии МХАТ он работал в московских театрах: имени В.Маяковского, «Современнике», Театре на Малой Бронной. По признанию самого Михаила Козакова, он уходил тогда, когда считал нужным. Уходил, научившись чему-то главному у своих учителей. У него их трое - Николай Охлопков, Олег Ефремов и Анатолий Эфрос. И у каждого он учился режиссуре. Охлопков мало репетировал с молодым артистом, но после общения с ним Козаков усвоил, что такое музыкальность, пластичность мизансцен. Самый главный учитель - Олег Ефремов, который был одним из его педагогов в школе-студии МХАТ, художественным руководителем «Современника». Когда впоследствии Козаков уходил из МХАТа в 1971 году, то спросил у О.Н.Ефремова, который возглавлял МХАТ, куда ему идти: обратно в «Современник» или на Малую Бронную? Ефремов ответил: «Хочешь заниматься строительством, возвращайся в «Современник».

Хочешь работать с хорошим режиссером, иди в Театр на Малой Бронной». Михаил Козаков ушел к Эфросу на Малую Бронную. С этим человеком работать было непросто, но метод Эфроса обогатил его как актера и режиссера. В 1960-х годах несомненными удачами в театральной карьере Михаила Козакова стали роли: Сирано де Бержерак («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, в постановке О. Ефремов, 1964), ярко сыгранный им в спектакле театра «Современник»; до этого - Камергер из сказки Е. Шварца «Голый король» - спектакля, который в 1960 году принес театру триумф, а после превратился в легенду;

Кисточкин в комедии В.Аксенова «Всегда в продаже» (режиссер О. Ефремов, 1965), яркий тип интеллигента-перерожденца 60-х годов, делающего карьеру, обаятельного циника, у которого все на продажу. На сцене «Современника» Михаил Козаков сыграл еще несколько ролей в постановках Галины Волчек: Адуев-старший в «Обыкновенной истории» И. Гончарова (1966, Государственная премия СССР), Джерри Райн в «Двое на качелях», актер в пьесе М. Горького «На дне», Николай I в «Декабристах» Л. Зорина (режиссер О. Ефремов), мастер Живко в «Мастерах» Р. Стоянова (болгарский режиссер В. Цанков) и др. В 1970 году Михаил Козаков уходит из «Современника». Через год после него, покинул театр и его основатель - Олег Ефремов. Влекомый доверием и любовью к Ефремову, во МХАТ же приходит и Козаков. Там им сыграны Лорд Горинг в «Идеальном муже» О. Уайльда (режиссер В.Я.Станицын), Каплей Гусев в пьесе «Валентин и Валентина» М.Рощина (режиссер О. Ефремов). Во МХАТе Козаков начинает ставить пьесу Леонида Зорина «Медная бабушка», где роль А.С. Пушкина репетировал Ролан Быков. Спектакль закрывают, и Козаков уходит в Театр на Малой Бронной к А. Дунаеву и А. Эфросу. Здесь Михаил Козаков создал еще несколько ролей. Дон Жуан («Дон-Жуан» Ж.-Б. Мольера, 1973), Кочкарев («Женитьба» Н.В. Гоголя, 1975) и Ракитин («Месяц в деревне» И.С. Тургенева, 1978) в постановке А. Эфроса. Там же, на Малой Бронной, Козаков ставит как режиссер два спектакля: комедию Л. Зорина «Покровские ворота» и пьесу Ю. О'Нила «Душа поэта». В кино Михаил Козаков начал сниматься уже в 1956 году, и на первую и сразу же главную роль Шарля в фильме «Убийство на улице Данте» его пригласил знаменитый Михаил Ромм. Дебют оказался удачным, и вскоре актер начал активно сниматься в ярких острохарактерных ролях, причем в картинах различных жанров. В числе его заметных работ - Педро Зурита в экранизации романа А.Беляева «Человек-амфибия», Сильвио в пушкинском «Выстреле», Джек Берден в политической ленте «Вся королевская рать». Комедийное дарование артиста наиболее ярко проявилось в фильмах «Комедия ошибок» Вадима Гаузнера, «Соломенная шляпка» Леонида Квинихидзе, «Здравствуйте, я ваша тетя!» Виктора Титова. В 1978 году Михаил Козаков дебютировал как кинорежиссер, поставив на телевидении двухсерийный фильм «Безымянная звезда», созданный по мотивам пьесы Михаила Себастьяна. Картина, в которой Козаков сыграл также одну из главных ролей вместе с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским, стала несомненной удачей, удачей без снисходительных оговорок и скидок на недостаток опыта. Именно с «Безымянной звезды» начался новый Козаков - режиссер, который ясно представляет о чем говорит, который определил свое место, обозначил свой стиль. После будут – «Покровские ворота» (1982), «Попечители» по А.Н. Островскому (1983), «Маскарад» М. Лермонтова (1985), «Фауст» И.Гете (1986), «И свет во тьме светит» Л.Н. Толстого (1989), «А это случилось в Виши» А. Миллера (1989), «Визит дамы» Ф. Дюрренматта (1989) и мюзикл «Тень, или Может быть, все обойдется» (1991), телевизионная версия спектакля «Возможная встреча» о Генделе и Бахе, «Ужин в четыре руки», за который М. Козаков получил премию «Тэфи». Из последних его киноработ - роли в фильмах «Господин оформитель» (режиссер О.Тепцов), «Мания Жизели» (режиссер А. Учитель), «Лавина» (режиссер И. Соловов). Скоро артист появится на экранах, сыграв режиссера Таирова в фильме Б. Бланка «Смерть Таирова», и в роли Феликса в картине М. Корастышевского по произведению И. Бунина «Смерть корнета Елагина».

В годы перестройки Михаил Козаков уехал из России. Думалось, что навсегда, но... Он успешно работал в тельавивском Государственном камерном театре как актер и режиссер (роль Тригорина в чеховской «Чайке» на иврите, постановка и игра в «Любовнике» Гарольда Пинтера на иврите и др.) Михаил Михайлович предпочел вернуться в Москву, а за границу просто ездить. «У меня нет ни капли сожаления, ни в том, что я был в Израиле, прожил в этой стране четыре с половиной года, ни в том, что вернулся на родину. Больше уезжать не хотелось бы. Я всегда хотел жить только в России и очень надеюсь дожить здесь до конца своих дней. Даже живя в Тель-Авиве, я просил в случае смерти отправить меня в Россию. Хочу быть похоронен в могиле отца, на московском Введенском кладбище» Сегодня Михаил Козаков - художественный руководитель и актер своего театра – «Русская антреприза Михаила Козакова», который не имея своего здания, вынужден много ездить на гастроли: от Владивостока до Нью-Йорка. Для участия в постановках приглашаются известнейшие российские актеры. Из театральных работ его антрепризы последних лет можно выделить спектакли: «Цветок смеющийся» Н. Коуарда (1997) и «Играем Стринберг-блюз» Ф. Дюрренматта (2000). Его нынешняя супруга - Ямпольская Анна Исаевна, продюсер, она помощник и соратник в непростом театральном процессе. Их общие дети: Михаил (1989 г. рожд.) и Зоя (1996 г. рожд.). Дети от предыдущих браков - Екатерина (1957 г. рожд.), Кирилл (1963 г. рожд.), Манана (1969 г. рожд.) У него пять внуков.

В 1997 году вышла монография – «Актерская книга М.М.Козакова», в которой он рассказывает о прожитой жизни, о разных временах и о людях искусства. Ныне, в свои 68 лет, он не прекращает работу, и насколько это возможно оптимистично смотрит в завтрашний день.

kackad.com