Месяц освобождения сокровенного

Девятый месяц еврейского календаря, носит название Кислевпроисходящее, очевидно, от слова кисло ("вера", "упование"), которое можно встретить в книге Ийова (8:14). Учителя Каббалы говорят о двух формах веры и упования: пассивной и активной. Месяц Кислев, время празднования Хануки, они связывают как с активной, деятельной верой, с упованием, выраженным в действии, так и с пассивной, умиротворенной верой, уподобленной предрассветному сну.

Обычно говорят, что Кислев беден праздниками: только Хануку отмечают в нем, да и это празднование Кислев "разделил" с Теветом.

Но в истории хасидизма этот месяц не просто богат, он называется "месяцем дарования Скрытой Торы". В девятнадцатый день этого месяца хасиды (а с ними и все желающие) празднуют хасидский Новый год в память об освобождении из тюрьмы рабби Шнеура-Залмана, основателя Хабада.

Два столетия назад по доносу противников хасидизма, Алтер Ребе был заключен в тюрьму. Его обвиняли в государственной измене, и помещен он был в одну из одиночек Петропавловской крепости. Время было крутое, надеяться на государеву милость не приходилось. Девятнадцатого Кислевакогда Ребе читал книгу Псалмов и дошел в ней до стиха "Искупил с миром душу мою в битве...", двери камеры открылись, и, полностью оправданный, Ребе вышел на свободу.

Он воспринял это событие не только как личное избавление, но и как знак Свыше, возвещающий, что Всевышний желает дальнейшего распространения нового учения, раскрытия Сокровенной Торы своему народу.

"Дела отцов - знак детям", - говорит Мидраш. В каждом еврейском празднике заключена не только историческая память, но и актуальная примета времени. "Дни эти - для памяти и действий", - сказано в Книге Эстер. Каждый праздник для нас - не только воспоминание, но и активное возвращение к некогда совершенному. Возвращение, обращающееся в сегодняшнее, актуальное действие. Поэтому по-еврейски мы говорим не "отмечать" праздник, а "делать" его. К какому же действию обязывает нас месяц Кислев? К изучению того, что в этот день было "выпущено на свободу", даровано людям. Самое время познакомиться с хасидизмом.. Сегодня есть немало как печатных источников такого знания на русском языке, так и ресурсов в Интернете.

Кстати, намек на перекличку "бедного" праздниками Кислева и дарованием Торы можно найти в таком неожиданном источнике, как "Шулхан Арух": рабби Йосеф Каро замечает, что первый день Хануки приходится на тот день недели, на который выпал праздник Шавуот в предыдущем году.

А шуточный комментарий (игнорирующий законы грамматики) делит слово кислев надвое: кис (карман) и лев (сердце). Правит ли сердце карманом или карман правит сердцем - вот пробный камень веры, спрятанный в слове Кислев.

 
 

Р-Н АЛЕКСАНДР ФЕЙГИН