В гармонии с природой 1. Вступление

Рав Уриэль Зильбигер — В гармонии с природой 1. ВступлениеШесть дней Всевышний творил мир — и увенчал Свое Творение созданием человека по образу и подобию Творца. Венец Творения — человек — получил особое предназначение.

 

ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ и ЗИМА каждый год в неизменной последовательности сменяют друг друга у нас за окном. У каждого из времен года есть свои достоинства и свои особенности. А вместе они составляют годовой цикл, через который Всевышний регулярно проводит природу, созданную Им на благо человеку.

Как и природа, мы существуем во времени. Как часть физического мира мы подчинены некоей цикличности. Наша тема — параллель между периодичностью в природе и периодичностью в физическом существовании женщины.

Из месяца в месяц женщина переживает регулярно повторяющиеся процессы. Оправданна ли аналогия между годовым циклом в природе и месячным циклом в женском организме? И если оправданна, что полезного для отношений между мужчиной и женщиной, между мужем и женой можем мы извлечь из этого сопоставления? Как эта тема связана с еврейскими законами семейной жизни?

В книге мы попробуем указать на нечто общее между природными процессами в связи со сменой времен года и физиологическими процессами в организме женщины в связи с ее месячным циклом и на этой основе объяснить пути, ведущие к установлению глубокой внутренней связи между супругами.

Книга не является пособием по алахе (еврейскому закону), она не занимается собственно законами. Эти законы следует изучать по специальной литературе. Цель нашей книги — помочь формированию правильного взгляда на супружеские отношения.

Вторая часть книги содержит советы и указания еврейских мудрецов, которые могут оказаться полезными читателю в его семейной жизни.

В конце книги вкратце приведены законы зажигания субботних и праздничных свечей. Выполнение этой заповеди обладает особым свойством — оно создает в еврейском доме благотворную атмосферу.

Да будет воля Всевышнего, чтобы все мы удостоились полноценной и счастливой семейной жизни и чтобы на наших домах пребывало Его благословение.

Смена времен года

Вселенная для нас — чудесная загадка. Поразителен бескрайний космос с Солнцем и Луной, с несчетными звездами. Поразительно стремительное движение по орбите — со скоростью 30 км в секунду! — нашей маленькой планеты Земля. Полон чудес земной мир, в котором мы обитаем. Наука исследует его сотни лет и не может исчерпать, постоянно обнаруживает что-то новое и, чем больше узнает, тем больше скрытого и неизвестного открывается ей в перспективе.

Шесть дней Всевышний творил мир — и увенчал Свое Творение созданием человека по образу и подобию Творца. Венец Творения — человек — получил особое предназначение: Всевышний «поместил его в Райском Саду, чтобы возделывал его и охранял его»1. Это значит, что человек, пользуясь всем тем, что сотворено для его блага, призван работать с Творением так, чтобы способствовать сохранению добра в мире и не навлекать своими действиями зла. Цель деятельности, для которой предназначен человек, — благо всего мира. Как сказано в мидраше: «Сотворив Первого человека, Всевышний провел его перед всеми деревьями Сада и сказал: “Посмотри на Мои творения, взгляни, как они прекрасны и совершенны. Все, что Я создал, Я создал для тебя. Старайся не испортить и не разрушить Мой мир, ведь если ты испортишь — некому исправить после тебя”2

На протяжении многих поколений человечество полагало, что может делать с природой все, что заблагорассудится, используя ее для своих нужд и удобств. Но сегодня люди уже поняли, что недостаточно «возделывать» природу, ее надо еще и «охранять». То есть — жить надо в соответствии с законами природы, в гармонии с происходящими в ней процессами. Это необходимо для нашего же блага, чтобы природа всегда могла приносить нам пользу.

Мир устроен максимально благоприятно для человека. На благо нам существуют и сменяющие одно другое времена года, у каждого из которых — своя функция, ибо «все создал Он прекрасным в свое время»3.

В растительном мире смена времен года определяет этапы развития, из которых состоит жизнь всего живого.

1. Весна Период роста и цветения. Плоды завязываются и зреют. Они уже привлекательны на вид, но еще не пригодны в пищу.

2. Лето Рост и созревание завершаются. Время собирать урожай, готовить плоды к употреблению и наелаждаться ими.

3. Осень Период роста и созревания закончился, мы располагаем плодами урожая и пользуемся ими. Энергия, наполнявшая растения весной и летом, начинает слабеть и постепенно покидает их.

4. Зима Земля отдыхает, собирается с силами, готовясь к новой весне.

С точки зрения рождения, развития, угасания и обновления можно рассмотреть и процессы цикла, который ежемесячно проходит женщина. Их также можно разделить на четыре периода.

1. Строительство

Гормональная активность в организме усиливается, яйцеклетка зреет, слизистая оболочка матки разрастается и утолщается. Формируется чудесное устройство для создания новой жизни. Активизация гормональной деятельности способствует уплотнению костей, укреплению сердечной мышцы, дарит бодрость и хорошее настроение. Все предусмотрено, чтобы разнообразные и интенсивные процессы, происходящие в этот период в организме женщины, протекали точно и своевременно, чтобы не произошло никаких сбоев.

2. Завершение строительства

Сложные и многообразные процессы строительства согласованно завершаются. Организм готов к оплодотворению яйцеклетки.

3. Жизнь нового «строения»

Созданное устройство живет. Даже если оплодотворения не произошло, слизистая оболочка матки еще какое-то время существует, пока не разрушается и не начинаются месячные.

4. Подготовка к следующему строительству

Менструация. Слизистая оболочка матки и неоплодотворенная яйцеклетка разрушаются и вместе с кровью выводятся из организма, открывая ему возможность нового строительства в следующем цикле.

В главах со второй по пятую мы кратко остановимся на законах чистоты семейной жизни и более подробно — на параллели между законами природы, проявляющимися в смене времен года, и закономерностями месячного цикла женщины, а также на связи между закономерностями этого цикла и законами Торы в области семейной жизни.

В главе шестой мы проанализируем, как алаха связывает этапы месячного цикла женщины в единое целое, с помощью своих установлений направляя супругов к достижению глубокой внутренней связи и душевной близости. А такая близость нам необходима, чтобы мы могли вместе исполнить свое предназначение — «возделывать и охранять» мир для нашей же пользы.

В Торе есть законы, полезность и необходимость соблюдения которых очевидны: предписание почитать родителей, запреты злословия, воровства и т.д. Но наряду с ними есть заповеди, причины и основания которых человеческий разум постичь не в состоянии. Они называются «хуким». Законы семейной чистоты относятся именно к этой категории. Но, хотя суть хуким нам неясна, влияние их исполнения на душу человека и на его жизнь вполне поддаются наблюдению. Излишне говорить, что это позитивное влияние.

Книга приводит некоторые объяснения законов семейной чистоты, но они далеко не исчерпывают причин, лежащих в их основе и делающих необходимым их соблюдение. Мы объясняем и толкуем эти законы и вкладываем в них свой смысл только для того, чтобы легче было их воспринять, но суть хуким всегда остается Б-жественной и скрытой от нас.

Четыре периода женского месячного цикла в свете алахи

Тора считает физическую близость между супругами заповедью и придает ей большое значение. И тем не менее она же налагает запрет на интимные отношения супругов в определенных обстоятельствах. Какие это обстоятельства?

При выделении крови из матки статус женщины определяется как нида (нечистота) и на нее распространяется запрет физической близости, как сказано: «И к жене во время отлучения в ее нечистоте не приближайся, чтобы открыть ее наготу»4. Физическая близость супругам запрещена до окунания женщины в микве.

С точки зрения состояний ниды и чистоты в месячном цикле женщины также различаются четыре периода.

1. «Семь чистых дней»: семидневный период по окончании менструации. Только спустя семь дней без выделения крови, прошедших по окончании менструации, женщина может окунуться в микве.

2. Окунание: ночь окунания в микве. Она наступает после «семи чистых дней». Окунание кладет конец периоду ниды, и супругам вновь разрешены интимные отношения и все другие проявления физической близости.

3. Дни чистоты: период пребывания в состоянии ритуальной чистоты — таора. Это состояние сохраняется до начала следующей менструации.

4. Менструальный период: период, когда интимная близость супругам запрещена. Состояние ниды возобновляется с началом кровотечения и продолжается до очередного погружения женщины в микве.

 

 

Источник

http://toldot.ru