В каждом поколении - смертельная опасность и удивительное спасение

рав Элиягу Эссас   


Когда в Хануку зажигают специальные - ханукальные - свечи, при этом обязательно произносят слова: "Благословен Ты, Всевышний... совершивший чудеса ради наших отцов в те годы, в это время". Вот такое необычное сочетание: в те годы - в это время. Нигде больше оно не повторяется, только в Хануку. Это значит, что наши мудрецы, более двух тысячелетий тому назад постановившие, что при зажигании ханукальных свечей правильно произносить именно такие слова, усмотрели особенный смысл в происшедших тогда чудесах и предвидели, что смысл этот окажется актуальным не только в те годы, но и в "это" - наше - время.

О каких чудесах идет речь, мы поговорим позже, а в начале зададимся вопросом: какое время имеется в виду? Что это значит - наше время? Неужели действительно именно наше время?

 Задумаемся на минуту. Когда-то давно произошло нечто такое, видимо, очень важное и настолько грозное, что оно потребовало надъестественных, сверхъестественных явлений и событий, необычного вмешательства Всевышнего, то есть чуда. Более того - эта ситуация или проблема возникает в каждом поколении и требует, очевидно, каких-то усилий от нас с вами, и при этом она настолько сложна и опасна, что необходимо еще и чудо... Я уверен, что даже те из нас, кто еще не начал изучать Тору и не задумывался пока о законах, по которым управляет Всевышний нашей жизнью (в том числе и о принципах, "вызывающих к жизни" сверхъестественные явления), могут легко представить себе, что если со всем нашим народом ("нашими отцами") в минуту испытания произошло чудо, то ситуация, потребовавшая сверхъестественного события — чуда, — была серьезной и потенциально опасной.

Итак, что же произошло тогда, "в те годы", и что происходит с нами — "в это время"?

 

В те годы 

В 3338 году по нашему летоисчислению (422 г. до н.э. по европейской хронологии) Израиль был завоеван, а Иерусалим и Храм в нем разрушены вавилонскими завоевателями. Начались 70 лет Вавилонского плена. Еврейский народ оказался в изгнании. Сам Вавилон был впоследствии захвачен Персией, и евреям была предоставлена свобода вернуться на родину и жить, как выразились бы мы сегодня, в рамках культурно-политической автономии (т.е. иметь все права, кроме полной государственной независимости). Персидское государство, в свою очередь, было захвачено Александром  Македонским, и Израиль стал автономным полугосударством – полупровинцией огромной греческой империи, простиравшейся до Индии.

Как это часто бывает, после смерти Александра империя распалась на три части - собственно греческую, египетскую и сирийскую. Несмотря на свои названия все они - как по национальному происхождению руководителей, так и по культурной принадлежности высших слоев - были греческими, "эллинистическими" государствами (Эллада = Греция, эллин = грек). Израиль сначала входил в сферу влияния египетского эллинистического государства, а потом - сирийско-греческого. На первый взгляд, слишком дорого это евреям не обходилось: они платили определенный налог, а в остальном пользовались полным самоуправлением.

Но так только казалось. На самом деле цена оказалась высокой, страшно высокой: расплачиваться приходилось душой.

Ни один человек, ни один народ не живут в вакууме. И если на какое-то явление соседи смотрят снизу вверх, то более чем естественно попытаться стать такими же, как те, кто вызывает всеобщую зависть.

Рассмотрим начальные позиции противостояния Израиль — Греция.

Со стороны Израиля видится: 
Греция - империя, Греция - военная мощь, признанный мировой центр науки и культуры, здесь была создана и развилась богатая и разветвленная мировоззренческая система — эллинизм. Мы евреи, небольшой народ. Мировоззрение и традиции у нас старые. Не пришло ли время их изменить? Правда, духовные учителя народа доказывают, что в Торе содержится всеохватывающая мудрость и сама наша история течет в точном соответствии с принципами Торы и предсказаниями пророков. Но ведь на стороне культурного "оппонента" мощь и прогресс...


Со стороны Греции видится:  
мы — сверхдержава. И не так уж важно, что мы распались на три империи. Все они очень велики и составляют непобедимый лагерь эллинизма. Кто может противостоять нам? Идеи эллинизма завладели умами всего ознакомившегося с ними человечества... Правда, не совсем всего. Вот этот немногочисленный народ называет себя евреями (от слова  — "сторона",  — "с другой стороны"). Они утверждают, что у них есть связь с Творцом мира. Разве может быть у такого маленького народа монополия на эту связь, на понимание Его требований, устройства мира? И при этом такие лишенные зрелищности религиозные обряды — ни статуй, ни картин. Вместо того, чтобы поклоняться прекрасным образам, вдохновленным воображением художника образам, евреи отмечают каждый седьмой день — субботу, которая, по их утверждению, есть свидетельство сотворения мира Творцом и того, что Он вывел их за тысячу лет до нас, греков, из Египта и сделал навечно свободными людьми. Какие у них тому доказательства? И потом — разве это свобода? И вообще — сегодня мы правим миром! Мы и наши боги: одним словом, эллинизм.


Кроме того, эти евреи делают обрезание, серьезную операцию, лишь для того, чтобы носить на теле знак, отличающий их от всего человечества. Евреи всегда находятся с другой стороны от остального мира. Но мы, эллины, знаем, что учение эллинизма всесильно ибо оно — верно. Оно всепобеждающе. Точнее, оно станет всепобеждающим, когда не будет евреев, последнего очага идейного сопротивления. Впрочем, их не надо  уничтожать физически — нам нужны подданные, платящие налоги. Но они должны воспринять нашу идеологию и культуру. И тогда эллинизм окончательно победит.

В 3616 г. (144 г. до н.э.) из столицы греко-сирийской империи города Антиохии в Иерусалим пришли новоиспеченные декреты. Император Антиох IV запрещает: соблюдать субботу, делать обрезание, учить Тору. Кроме того, в Храм (вновь построенный евреями после возвращения из Вавилонского изгнания) велено внести статую Зевса.

На это евреи-эллинисты (легко понять, что и среди нас в те времена оказались — и теперь оказываются — "исты") выходят с инициативой, встречным планом. Статуи греческих богов нужно установить не только в Храме, но и на площадях городов, необходимо устраивать эллинистические праздники и приносить богам жертвоприношения от имени благодарного народа.

 


Лозунг и суть еврейского восстания

Здесь-то и пролегла красная черта. Одно дело — довольствоваться полугосударственной автономией и использовать ее для укрепления ума и сердца народа, с тем, чтобы  - как это предсказано пророками -  Израиль через исторический процесс освобождения стал всемирным духовным центром, царством и светочем, чтобы все народы пришли в Иерусалим услышать слово Всевышнего и мудрость Торы, и совсем другое дело, когда в рамках этой автономии еврейскому народу предлагают жить без субботы и без Торы. Без этого перестанет существовать еврейский народ, человечество не сможет прийти к признанию Всевышнего и вся идея сотворения мира теряет смысл.

И Матитьягу а-коген, первосвященник из рода Хашмонеев, живший в городе Модиин, что в 30 км к северо-западу от Иерусалима, вместе со своими пятью сыновьями поднимает восстание. Лозунг: "Кто за Всевышнего —ко мне!"

Огромная империя и маленький народ. Да что там — шесть человек! Но к ним стекаются другие люди, и уже дошло до первых столкновений. Партизанская война в горах. Жизнь в пещерах. Неожиданные нападения ночью в самых разных местах. Когда-то так действовал Авраам, первый еврей, с 318 воинами выступивший против тысяч солдат противника. Так воевал Давид против филистимлян (пелиштим).

Матитьягу, старый, опытный человек, знаток Торы, мудрый и мужественный вождь, передает перед смертью руководство восстанием своему третьему сыну — Йегуде, наиболее подходящему для этого в военное время; В народе его называли Йегуда Маккаби (по-русски иногда произносят "Маккавей", а отсюда — и "Маккавейские войны"). Слово "Маккаби" — аббревиатура, составленная из первых буквслов   "Какая сила подобна Тебе, Всевышний?"

Поначалу в Антиохии не обращали внимания на дерзкую кучку повстанцев. Борьба пигмея с великаном. Но воинские отряды Иегуды Маккавея все растут по численности, а результат неизменен: греки терпят поражения в боях. Вскоре грекам стало не до шуток. И в бой пошли... слоны. Это военное новшество греки позаимствовали в Индии — на Ближнем Востоке слонов не знали. Но и слоны, столь несокрушимые на других фронтах, не помогли. После удивительных военных успехов Маккавеев стали раскрываться перед народом великолепие и мудрость этих слов  — "Какая сила подобна Тебе, Всевышний?"

Но это было только началом. Причиной восстания и его главным мотивом было противостояние Греции и Израиля в духовной плоскости — неприятие евреями чужого мировоззрения. Красиво и мощно проявился важнейший принцип, внесенный Всевышним в мир: — "Воздается Всевышним человеку (народу) в точном соответствии со смыслом и содержанием совершаемых им в жизни поступков".

Поэтому именно в духовной плоскости произошло центральное событие, отмечаемое нами в Хануку.

Еще до окончательной военной победы над греками была поставлена сложнейшая задача: отвоевать Иерусалим и очистить Храм от всех проявлений эллинизма, с тем чтобы служение проходило в точном соответствии с законом Торы. Только на такой основе — заново устроив жизнь в Иерусалиме и служение в Храме по Торе — можно было приступить ко второму этапу войны: сражаться за полное освобождение Земли Израиля от господства греков и эллинизма.

Таковы были военные и духовные стороны поставленной задачи. С военной стороной евреи справились — Иерусалим и Храм были отвоеваны. Но как "запустить"служение в Храме, если для этого нужны "неоскверненные" (это слово употреблено здесь не в эмоциональном, а в строгом галахическом, т.е. сформулированном законами Торы, значении) храмовые предметы. Более того, если в отношении ряда предметов положение могло быть исправлено почти сразу, то в отношении масла для Меноры (семисвечника) делу нельзя было помочь в течение восьми дней! А ведь огонь Меноры — необходимая составная часть служения в Храме, символ света Торы. Не может служение быть без света Торы, не может война идти успешно без света Торы, не может жизнь быть хоть сколько-то правильной без света Торы.

 

 

Как стать достойным чуда?

Совсем неожиданно случилось небольшое чудо. Нашелся маленький кувшинчик с "неоскверненным" маслом. Но, увы, масла в нем должно хватить только на один день.И вот перед еврейскими мудрецами встала дилемма: не зажигать (пока что) Менору, с тем чтобы зажечь ее уже после восстановления запаса масла для непрерывного горения, или... или зажечь ее на один день как того требовал закон Торы (ибо масло на один день имелось, а служение Всевышнему ни в коем случае нельзя откладывать "на завтра").

    В чем, собственно, состояла особенная сложность выбора? В том, что если бы мудрецы решились "запустить" служение в Храме, а на следующий день вынуждены были остановить его, это сказалось бы самым серьезным образом и на морали войск, и на состоянии народа в целом. Не надо забывать: война была в разгаре, а в народе были (как, сожалению, почти всегда) и сторонники Маккавеев, и сторонники греков — так называемые эллинисты, и, конечно же, колеблющиеся, выжидающие — "чья возьмет?". Да и огромная греческая армия была на подходе. В этих условиях руководители восстания рисковали тем, что столь успешно начатая война может закончиться полным поражением. Однако духовные руководители народа приняли решение: нужно поступить по законам Торы и зажечь Менору.

    И тут случилось великое чудо: масло не выгорело ни к концу первого дня, ни к концу второго, третьего, четвертого... Восемь дней горела Менора — до тех пор, пока не было готово новое неоскверненное масло. В этот критический момент Всевышний еще раз наглядно показал: если вы, евреи, мои дети, мой народ, сделаете один шаг в правильном направлении, Я помогу вам сделать остальные шаги, какими бы трудными они не казались. Даже если для этого потребуется чудо.

    Маккавеи победили. Победное шествие эллинизма по миру было остановлено. Великая греческая империя отступила — как скоро выяснилось, навсегда. Наши духовные ценности навсегда остались еврейскими ценностями...

 

Некоторые законы и обычаи Хануки

* Слово Ханука означает "завершение подготовки", начало функционирования; в данном случае речь идет о подготовке Храма к совершению установленных Торой служб.

 * 25-е число месяца Кислев — первый день Хануки. Продолжается праздник восемь дней. День, как всегда, начинается с вечера. С окончанием предыдущего, 24-го дня месяца Кислев, как только начинает темнеть, в еврейских домах зажигают первую ханукальную свечу. Где именно зажигают? Во дворе, у двери подъезда. У двери квартиры. На подоконнике. Просто на столе в комнате. Главное, показать, напомнить себе и другим: свет Торы рассеивает тьму.

 * Сколько свечей зажигают? В первый день — одну. Во второй — две. В третьей — три... а в восьмой — восемь. Обычно готовят заранее специальный подсвечник  — "ханукию", уже имеющий восемь чашечек, т.е. вмещающий восемь свечей, необходимых для последнего дня Хануки.

* Свет ханукальных свечей -символ света Торы. И поэтому этим светом нельзя пользоваться для других, бытовых целей (чтение, хозяйственные работы и т.п. Чтобы застраховать себя от возможной случайной ошибки, рядом с ханукией зажигают другую свечу ("шамаш"). Чашечка для служебной свечи может входить составной частью в ханукию, однако в таком случае она должна быть выше по уровню — так, чтоб легко можно было отличить шамаш от ханукальных свечей.

* Часто путают ханукию и Менору (в Храме) — семисвечник. Ханукия состоит из восьми чашечек (плюс, возможно, девятая для шамаша), а Менора, понятно, из семи.

 * Мы говорим — свеча, . Све­чи — . Однако они не обязательно должны быть привычными восковыми. Многие предпочитают наливать в чашечки жидкое масло, особенно хорошо — оливковое, в память об оливковом масле, которое использовалось для Меноры в Храме.

 * Обычно для зажигания свечей собирается вся семья. Приглашают родственников, друзей. Перед зажиганием произносят благословения: ( — "браха", "благословение"): "Благословен Ты, Всевышний... заповедавший нам зажечь ханукальную свечу", и второе: Благословен Ты, Всевышний… совершивший чудеса с нашими отцами в те годы, в это время. Потом говорят — или поют — слова, определяющие суть ханукальных свечей:  — ("эти свечи..."). Перевод всего текста приводится ниже.

  (В первый день произносят еще третье благословение: "Благословен Всевышний... давший нам дожить... этого времени").

После этого читают — или поют — нечто вроде гимна, поэмы,  (Твердыня, Оплот), где в поэтической форме излагаются основные исторические этапы еврейского народа (См. текст, перевод и комментарий).

* Свечи должны гореть более 30 минут после начала нового дня. Поэтому в пятницу, когда ханукальные свечи зажигают, естественно, до субботних свечей, нужно запастись свечами гораздо большего размера, чтобы они продолжали светить и после наступления темноты.

* Если по какой-то причине не смогли зажечь свечи сразу после наступления темноты, можно их зажечь и позже, в любое время ночи (разумеется, не в субботу).

* Зажигает свечи глава семьи — от имени всех остальных. Однако принято, чтобы дети тоже зажигали свои свечи.

* С детьми связан и другой обычай — в Хануку им дают  — "ханукальные деньги". Ведь дети перенимают эстафету с тем, чтобы нести свет Торы в следующем поколении. И их как бы символически "снабжают" средствами на дорогу.

 

...В это время

Разбирая события, происшедшие "в те годы", мы закончили рассказ так: Маккавеи победили... шествие эллинизма было остановлено. Все верно. Шествие было остановлено. Но эллинизм не исчез. Да он и не может исчезнуть. Ему существовать в той или иной форме до окончания нынешнего этапа человеческой истории, пока народы мира не придут в Иерусалим для того, чтобы услышать слово Всевышнего, пока признание Всевышнего, любовь к нему не заполнит весь мир. А до этого эллинизм, трансформируясь из столетия в столетие называя себя различными именами (марксизм — всего лишь один из многочисленных примеров), всегда готов был войти в сердце еврея с тем, чтобы "окончательно победить". Там, в наших сердцах и проходит поле битвы сегодня в  это время.

 

Ниже приводятся полный текст ханукальных благословений,  и , их русская транслитерация и перевод, старающийся передать суть, а не подстрочник. Кроме того, перевод  снабжен комментарием, помогающим восстановить возможные пробелы в знании еврейской истории и еврейского мировоззрения. Еврейские закон и традиция требуют чрезвычайно осторожно относиться к произношению и написанию Имен Всевышнего. Поэтому мы пишем их по-русски через дефис, делая их написание как бы символическим, имея в виду, что по-настоящему они будут произнесены только вместе с самими благословениями.

 

Источник

http://www.evrey.com