Суккот – танец молодости и старости

Вершина двух подъемов?

В Суккот завершается процесс духовного подъема, который начался в месяце Элул и прошел через Рош а-Шана и Йом Кипур. В это период мы раскаялись «из страха» перед судом Б-га, который состоялся в эти дни, а оттуда идем к Суккоту, радостные и уверенные в благополучном исходе суда, и каемся уже «из любви». Таким образом, Суккот - это вершина и конечная цель подъема из греха, в который мы пали, обратно к Б-гу.

Но в то же время Суккот - один из трех регалим - праздников паломничества, наряду с Песахом и Шавуотом, которые мы отмечаем на предыдущих этапах годового цикла. Эти праздники вроде бы представляют собой отдельную систему, и Суккот должен быть также ее частью - и тоже последней. Но как же может один праздник принадлежать сразу к двум разным группам? Неужели он каким-то образом выполняет «двойную функцию» и служит вершиной и конечным пунктом сразу двух подъемов: процесса раскаяния Рош а-Шана и Йом Кипура (которые оба не являются регалим) и процесса регалим, начавшегося в Песах и Шавуот?

Более того: в чем именно заключается этот процесс трех регалим? Мы знаем, какой процесс происходит между первыми двумярегалим - Песахом и Шавуотом. В Песах мы празднуем Исход из Египта, физическое и духовное освобождение, а в течение последующих 50 дней совершаем духовный подъем, в конце которого выходим на уровень, необходимый для получения Торы в Шавуот. Этот процесс известен как Сфират а-Омер. Но он завершается в Шавуот: мы достигаем вершины, получаем Тору и... вроде бы, все. Если Суккот - тоже часть системы трех регалим, то между Шавуотом и Суккотом процесс должен как-то продолжиться. Но как? Наблюдается скорее ряд несвязанных друг с другом событий: 17 Тамуза начинается период траура по разрушению Храма, который достигает своей кульминации 9 Ава, в день самого разрушения. После этого уже приходит месяц Элул, в который мы начинаем каяться в грехах и возвращаться к Б-гу. Этот процесс действительно завершается в Суккот, но все, что произошло до этого, вроде бы никак с ним не связано.

Наконец, Талмуд (Сукка 53а) описывает, как люди танцевали на празднестве Симхат Бейт а-Шоэва, которое устраивали в Храме в Суккот. Одни восклицали: ашрей ялдутену ше-ло бийша зикнотену - «Хорошо, что наша молодость не посрамила нашу старость!» По словам Талмуда, так говорили хасидим - набожные и аншей маасе - благодетельные люди. Раши (там же) объясняет, что в том контексте слово хасид - «набожный человек», означает, что он был таким всегда и никогда не грешил. Другие провозглашали: ашрей зикнотену ше-кипра аль ялдутену - «Хорошо, что наша старость искупила нашу молодость!» По словам Талмуда, так говорили баалей тшува - раскаявшиеся в грехах. В довершение элу ве-элу омрим: ашрей ми ше-ло хата, у ми ше-хата яшув ве-имхоль ло - «И те, и другие говорят: "Хорошо тому, кто не согрешил, а кто согрешил, пусть вернется [к Б-гу] и [Он] ему простит!» Первая часть этого возгласа, разумеется, относится к первому типу людей - набожных и благодетельных, которые всегда были такими и не грешили. Вторая - ко второму типу - раскаявшимся, которые согрешили, но затем раскаялись и были прощены. Но в чем вообще значение танца именно этих двух групп в Суккот и провозглашения каждой своего лозунга, сначала по отдельности, а потом вместе?

Первый подъем - напрасный? 

Для того, чтобы понять годовой цикл, надо обратиться к его истоку - духовному путешествию, которое еврейский народ проделал в первый год после Исхода: из египетского рабства - к Б-гу и получению Торы. По этому пути евреи прошли довольно быстро сразу после Исхода: за 49 дней поднялись по 49 ступеням духовной лестницы и уже на 50-й получили Тору на Синае, что мы и отмечаем в Шавуот. Но на этом дело не кончилось - к сожалению. Сорок дней спустя они уже пали с того уровня и сделали Золотого тельца. Моше решил, что в таком случае они недостойны получения Торы и разбил уже данные ему Первые скрижали. Казалось, что вся эта история закончится совершенно по-другому. Б-г даже угрожал полностью уничтожить еврейский народ. Но затем Моше удалось убедить Б-га смиловаться, евреи в свою очередь тоже искренне раскаялись - уже в течение месяца Элул - и этот процесс завершился полным прощением в Йом Кипур. Тогда же Б-г даровал народу Вторые скрижали и тем самым заново подтвердил дарование Торы. Этот процесс мы и отмечаем каждый год - и заново его переживаем.

Но тогда большой вопрос: получается, что изначальное духовное восхождение от Песаха к Шавуоту было напрасным! Да, мы достигли высочайшего уровня и получили Тору - но ненадолго. Вскоре мы скатились и все растеряли, и пришлось нам повторять все сначала: заново подниматься к Б-гу уже в Элул и Йом Кипур, заново получать скрижали. Таким образом, вся наша нынешняя близость к Б-гу и Тора - результат того, последнего подъема. Первый же, вроде бы, оказался неудачной попыткой. Правильно?

Йосеф и Йеуда - Тора и молитва

Еврейский народ состоит из разных людей и разных ветвей, происходящих от разных сыновей нашего общего праотца Яаакова. Всего их было двенадцать, но из них выделялись двое, которые основали две главные ветви нашего народа - и два основных подхода к служению Б-гу. Первый - Йосеф, сын Рахели, жены Яакова. Второй - Йеуда, сын Леи, другой его жены.

В Торе хорошо прослеживается, как они стали лидерами и как соперничали между собой. Йосеф был любимым сыном Яакова (как его мать Рахель - любимой женой). Яаков ценил праведность и ум Йосефа и очевидно собирался сделать его своим главным наследником. Другим братьям во главе с Йеудой это очень не понравилось. Они боялись, что их оставят за бортом, а также что Йосеф слишком много о себе возомнит и придет к гордыни и самопоклонению. Смотрите, он уже прихорашивается и видит сны о власти над нами! Надо ему поумерить амбиции. И сговорились продать его в рабство, что и сделали. 

Потеря любимого сына стала для Яакова страшным ударом: он также утратил Б-жественное вдохновение и ощущение близости к Б-гу, почувствовал, что жизнь не удалась, что его великая миссия создания еврейского народа закончилась провалом.

Но почему? Да, самый праведный его сын погиб в результате несчастного случая, но это же не его вина, а кроме Йосефа есть и другие сыновья. Объясняет Нецив: Яаков думал, что в заслугу своей праведности Йосеф будет защищен от любых несчастий. Но теперь вдруг получил свидетельство, что Йосеф был убит диким зверем. Может быть тогда Йосеф не был таким праведным, каким казался? Значит, Яаков ошибся в Йосефе, как его отец Ицхак в Эйсаве? А ведь, в отличие от Ицхака, вся цель жизни Яакова заключалась в воспитании полноценной еврейской семьи без единой паршивой овцы, для него это было абсолютной необходимостью! А теперь вроде бы оказалось, что не вышло.

В конечном итоге Йосеф был найден живым - и по-прежнему праведным. Од Йосеф хай - «Йосеф жив!» - воскликнул Яаков и с радостью воссоединился с любимым сыном. Но когда дошло дело до распределения ролей в еврейском народе между наследниками, Яаков отдал царство Йеуде и его потомкам. Йосеф, несмотря на праведность и заслуженность, будет лишь дополнительным лидером, когда надо, и с ограничениями. 

В чем разница между ними? Среди прочего, такая: Йосеф, по словам мудрецов, служил Б-гу и добивался близости к нему, успешно занимаясь изучением Торы и саморазвитием. Яаков, который сам с успехом изучал Тору 14 лет в ешиве Шема и Эвера, передал весь свой багаж знаний Йосефу, которого считал своим естественным наследником.

Йеуда же служил Б-гу своими искренними молитвами. Его потомок царь Давид, главный наследник его царства, сочинил Псалмы, которые с тех пор всегда были неотъемлемой частью молитв всех евреев.

Была и другая разница. Йосеф героически устоял перед соблазном со стороны жены Потифара. Йеуда же вроде бы с легкостью поддался на соблазн своей (переодетой) невестки Тамар, ему просто потом надо было в этом сознаться. Да и само деяние не засчиталось таким уж плохим: Б-г дал понять, что это Он все устроил, «Йеуду толкнул на это ангел». Царь Давид тоже, несмотря на свою большую набожность и близость к Б-гу, не смог удержаться перед аналогичным соблазном. По словам Талмуда (Авода Зара 4б), Давид не должен был так споткнуться и согрешить, но Б-г дал этому случиться для того, чтобы преподать урок о раскаянии. Может быть, Давид слишком самоуверенно попросил Б-га испытания, и Б-г его проучил: не помог ему, а дал сразиться с соблазном собственными силами. Их оказалось слишком мало, и провал был практически неизбежен. Единственным путем из той дыры обратно к Б-гу было раскаяние и признание своей беспомощности и неспособности сопротивляться соблазну собственными силами. Это Давид сделал и был прощен, сохранив при этом свое доброе имя и статус.

Итак, путь Йосефа - интеллектуальное изучение Торы, успешное саморазвитие и воздержание от греха, а путь Йеуды - признание собственной беспомощности, покаяние и молитва Б-гу. Разумеется, Йосеф тоже молился, а Йеуда тоже изучал Тору, но особые способности каждый проявил именно в своей сфере. Аналогично и целые ветви еврейского народа, которые они представляли. Каждый из нас тоже должен изучать Тору и молиться. Заниматься саморазвитием, воздерживаться от греха и развивать интеллект, но в то же время признавать свою неспособность достигнуть чего-либо без помощи Б-га и молиться о ней. Но все же одним лучше удается первое, а другим - второе.

Циклы жизни: личные и общественные

И это не все. У одного и того же человека в жизни могут быть разные периоды: на каких-то этапах он больше походит на Йосефа, на других - на Йеуду. Иногда все получается, человек шагает по полосе удач, уверенно идет к цели, чувствует, что ему все по плечу. А бывает, что ничего не получается, все валится из рук, и не понятно, куда идти, и кто посоветует, и откуда придет помощь. Взлеты и падения. Циклы. Такова жизнь. В первой фазе, на «взлете» человек подобен Йосефу, успешному строителю и почетному гостю во дворце Б-га. Во второй фазе, в «падении» он скорее как Йеуда, беспомощный проситель у ворот того же дворца. Но Б-г милостив: Он открывает ворота и впускает бедняка, и «сажает его среди благородных», как сказал Давид, потомок Йеуды.

Или более общий такой временной цикл: молодость и старость. В молодости человек, как Йосеф, полон сил и чувствует, что все понимает и все может. Стремление к достижениям, мечты, планов громадье. Но на дальнейших этапах жизни он может почувствовать себя, как беспомощный Йеуда. Далеко не все мечты его молодости сбылись, многое вышло совсем не так. Хотелось как лучше, а получилось... Он устал и отступил от многих принципов, которые сам же изначально установил для себя. «Такова жизнь», что поделаешь... Хорошо, что в конечном итоге Б-г ему помог, иначе он совсем бы пропал.

В роли Йосефа и Йеуды, как сказано, могут выступать и отдельные люди, и целые ветви общества и народа. Разные циклы жизни тоже могут быть личными, а могут и общественными.

Молодым наш народ был на ранних этапах своей истории, когда вышел из Египта, с легкостью завоевал Землю Израиля и построил Храм. Мы были на высоком духовном уровне и близки к Б-гу. Он открывался нам через пророков, которых у нас было много, и помогал нам успешно сражаться с врагами, делал для нас открытые чудеса. Но с тех пор мы далеко пали и утратили тот уровень святости. Уже давно не было никаких пророков и чудес, мы беспомощны в этих мировых джунглях и можем лишь молиться Б-гу о спасении - и Он действительно спасает, иначе мы бы давно погибли. Но все равно мы понятия не имеем, как вернемся на прежний уровень.

Интересно, что на раннем этапе нашей истории, в молодость, пророки часто называли наш народ «Эфраимом» - потомками Эфраима, сына Йосефа. Но на более поздних этапах, в «старость» мы известны как йеудим - потомки Йеуды, иудеи.

Наконец, есть еще один общественный цикл - годовой. В течение года мы дважды поднимаемся и сближаемся с Б-гом, но совершенно разными путями. В начале сезона мы поднимаемся по духовной лестнице Сфират а-Омер, состоящей из разных ступеней святости и киньяней а-Тора - качеств, необходимых для получения Торы, которое происходит на вершине этого подъема в Шавуот. К концу сезона - опять подъем, в течение месяца Элул, в Йом Кипур. Но здесь основная тема - явно не Тора, а раскаяние и молитва, к ежедневным молитвам мы дополняем также Слихот, особые молитвы о прощении.

Молодость и старость человека проявляются не только ментально, но и физически. Годовой общественный цикл тоже отражается природой. Первый подъем от Песаха к Шавуоту и дарованию Торы происходит весной - это время возрождения и молодости. Последний подъем - осенью, время «старения» природы, завершения цикла ее жизни. Неслучайно поэтому Тора говорит, что Песах должен быть весной, а Суккот - осенью.

А источником этого цикла, как сказано, был год Исхода нашего народа из Египта. Хотя в общеисторическом масштабе это была эпоха молодости, в ней самой, как водится, бывали этапы взлетов и падений. Особенно в тот год. В начале наш народ «родился» при выходе из Египта и с молодой энергией поднялся на высочайший уровень, необходимый для получения Торы. Но та молодость оказалась не вечной - а когда она вечная? Народ не оправдал изначальных надежд, и «планов громадье» осталось нереализованным. Может быть, на предыдущем этапе евреи стали слишком самоуверенными, доходя чуть ли не до идолопоклонства, за которое их уже надо было проучить? Действительно, Талмуд говорит о том этапе в истории народа, так же, как о Давиде: евреи не должны были так споткнуться и согрешить, но Б-г дал этому случиться, чтобы преподать урок раскаяния. Молодость прекрасна, но нужна и старость, чтобы человек понял, что он не бог, что не может сделать все сам. Он может оказаться и беспомощным, и только молитва Б-га поможет - даже если человек уже постарел и устал. На том этапе евреи действительно признали свою беспомощность, раскаялись и помолились Б-гу - а Он, в Свою очередь, обучил их на этот раз не Торе, а Тринадцати качествам Своего милосердия, которые им следовало упоминать в молитве. (Он даже сам «облачился в талит» и показал Моше, как надо молиться!)

Йосеф жив!

Но неужели молодость действительно навсегда потеряна? Тот изначальный, «весенний» духовный подъем и получение Торы в Шавуот - неужели он был напрасным? - ведь потом пришлось все повторить в Элул и Йом Кипур.

Ответ, похоже, найдем в корне всего - в жизни самих Йосефа и Йеуды и истории их отношений с отцом Яаковом, основателем и олицетворением нашего народа.

Изначально основным наследником был Йосеф: он явно обладал способностью осуществить великие планы Яакова. Он впитал всю его Тору и поднялся на высокий духовный уровень. То был период «молодости» и оптимизма, Яаков возлагал большие надежды на своего сына и на народ, который тот поведет. Но затем Йосеф внезапно исчез, да так, что теперь показалось, что все это было миражом! Так или иначе, теперь все испарилось, мечты остались неосуществленными, оптимизм сменился на сомнения и отчаяние.

И это продолжилось долго. С течением времени Яакову просто пришлось привыкнуть к идее, что, может быть, его главным наследником все-таки был не Йосеф, и не в этом состоял план Б-га. Постепенно пришлось обратить внимание на детей Леи, которых Яаков изначально не считал достойными интереса, особенно на их лидера Йеуду. Может быть, и в его подходе к служению Б-га что-то есть? Может быть, невозможно достичь всего молодой энергией и интеллектом, нужна также и молитва, и осознание собственной беспомощности - которую Яаков в последнее время весьма остро испытал!

И когда пришел следующий вал испытаний, и жизнь семьи (особенно Биньямина) оказалась в опасности, Яаков, наконец согласился назначить Йеуду лидером - и помолился за их успех, признав, что больше ничего сделать не может. Молитвы были услышаны, семья спасена - но тут, внезапно пришла и другая весть, о которой Яаков уже давно перестал мечтать: од Йосеф хай - Йосеф еще жив, он тоже нашелся!

Молодость вернулась! - после того, как Яаков усвоил урок, что одной молодости-всезнайки недостаточно, нужна также и более скромная и умудренная жизненным опытом старость. На самом-то деле Йосеф всегда оставался и живым, и праведным, ноЯакову казалось, что, может быть, и нет - чтобы он усвоил этот урок. Как только Яаков научился уважать и Йеуду - и даже назначил его лидером - он смог вновь обрести Йосефа. Наряду с Йеудой Йосеф может играть роль, и вполне важную, но не сам по себе.

Если так, то нельзя ли предположить, что и молодость нашего народа, в которую его называли «Эфраимом», на самом деле не безвозвратно потеряна, а только нам пока что не видна? Сейчас мы йеудим, иудеи, способные лишь молить Б-га о спасении, плохо представляя, каким образом оно, собственно придет. Но в один прекрасный день, возможно, мы просто услышим: од Йосеф хай - Йосеф жив! Наша молодость и тот высокий духовный уровень не пропали - они «припасены» на будущее, и когда придет время, мы получим их обратно так же быстро и легко, как обрел вновь Яаков мечты своей молодости: ва-техи руах Яаков авиэм - «и ожил дух Яакова, их отца».

Суккот - молодость и старость вместе!

Теперь можно понять суть Суккота. Это конец процесса возвращения к Б-гу путем покаяния - но это также конец другого процесса - изначального саморазвития и обретения Торы. То строительство было проделано между Песахом и Шавуотом, но потом мы потеряли наработанный духовный багаж в результате последующего грехопадения. Как оказалось, потеряли только из виду - нам просто не было дано удержать достигнутое до того, как научимся не воспринимать его исключительно как плоды собственных усилий. Для этого оно должно было сначала исчезнуть, так, что мы были не в силах его удержать, да и ощутили вину и ответственность за произошедший провал - а затем вновь появиться только, когда Б-г решил его нам отдать, отвечая на наши молитвы. Это был урок, что всеми своими достижениями мы обязаны Б-гу, что нужна и Его помощь. Сам не плошай, но на Б-га надейся! Усвоив урок, мы можем вновь увидеть наши достижения - и получить их уже навсегда. Только теперь нам наконец-то разрешается отпраздновать свой успех и порадоваться достижениям, зная, откуда они. 

Итак, наш «набор инструментов» полностью укомплектован, мы усвоили оба пути сближения с Б-гом: Йосефа и Йеуды, трудом и молитвой. И теперь можно отпраздновать то, что они сошлись воедино: молодость и старость.

Это и символизируют группы танцующих в Суккот людей. Первые - хасидим и аншей маасе - люди, которые всегда были праведными и никогда не грешили. Они провозглашают: ашрей ялдутену ше-ло бийша зикнотену - «Хорошо, что наша молодость не посрамила нашу старость!» Их время - первая фаза годового цикла, молодость и успешный подъем к духовной вершине, без сбоев и падений. Они представляют эту силу в нашем народе, силу Йосефа. Но только из таких людей наш народ состоять не может - сами по себе они могут быть опьянены успехом и отнести его исключительно на собственный счет. Нужен и другой тип людей - баалей тшува, которые согрешили и раскаялись, и теперь танцуют и возглашают: ашрей зикнотену ше-кипра аль ялдутену - «Хорошо, что наша старость искупила нашу молодость!» Их молодость плохо кончила, они не оправдали надежд и пали, но раскаялись и, уже состарившиеся и обессиленные, взмолились Б-гу о помощи, и Он их вновь приблизил. Их время - второй этап цикла, и их жизнь преподала нам урок, что человек неидеален и не может достичь всего сам, без помощи Б-га. Они представляют путь Йеуды.

Теперь, в Суккот, все сходятся воедино: все ветви нашего народа и этапы его путешествия во времени. Элу ве-элу омрим: ашрей ми ше-ло хата, у ми ше-хата яшув ве-имхоль ло - «И те, и другие говорят: "Хорошо тому, кто не согрешил, а кто согрешил, пусть вернется [к Б-гу] и [Он] ему простит!» У нас была прекрасная молодость, когда мы мечтали, энергично строили и с успехом воздерживались от греха. А затем, когда уже на более поздних этапах жизни выдохлись и не оправдали тех ожиданий, все равно получили возможность раскаяться и были прощены и вновь приближены к Б-гу.

Станцуем же все вместе и насладимся сближением с Б-гом со всех сторон!

 

 

Источник

http://toldot.ru